Если вы выпускник юридического факультета или действующий юрист, то у вас, наверное, уже возникала мысль: «Как мне открыть собственную нотариальную контору?» и «что мне для этого потребуется?». Стоит сразу отметить, что открыть юридическую фирму — дело непростое и связано с некоторыми особенностями, которые не встречаются в других видах бизнеса. Но из этих же самых сложностей складываются и очевидные плюсы, которые и привлекают будущих бизнесменов, а именно: ограничение конкуренции на законодательном уровне.
Другими словами, если получится открыть нотариальную контору, то постоянный доход вам почти гарантирован, при условии качественного выполнения своих обязанностей. В современных реалиях жесткой конкуренции на устоявшихся рынках услуг — это словно мед для пчелы-предпринимателя. Постоянная клиентура практически обеспечена, даже с минимальными вложениями в рекламу на начальном этапе. Так что же нужно, чтобы открыть собственную нотариальную контору в своем городе и какие сложности могут в связи с этим возникнуть? Эти и другие вопросы мы разберем в этой статье.
Содержание
- Открытие нотариальной конторы с нуля — с чего начать?
- Что нужно, чтобы открыть нотариальную контору: документы, лицензии нотариуса, разрешения
- Насколько востребованы нотариальные услуги?
- Специфика нотариального бизнеса: страхование профессиональной ответственности
- Какие налоги должен платить нотариус?
- Основные риски в работе нотариуса
- Какое помещение лучше всего подходит для офиса?
- Какое оборудование нужно для нотариальной конторы? Оснащаем офис правильно
- Расходы на рекламу
- Персонал нотариальной конторы
- Финансовая сторона нотариального дела
- Сколько стоит открыть свою нотариальную контору?
- Сколько можно заработать в месяц на оказании нотариальных услуг?
- Заключение
Открытие нотариальной конторы с нуля — с чего начать?
Для того, чтобы открыть нотариальную контору необходимо соблюсти некоторые обязательные условия, без которых открыть свой бизнес в этой сфере не представляется возможным. Будущий нотариус должен соответствовать следующим условиям:
- нотариусом может стать гражданин РФ в возрасте от 25 до 75 лет;
- обязательно иметь оконченное высшее образование по направлению юриспруденция;
- иметь стаж работы в юридической компании не менее двух лет;
- иметь стаж работы помощником действующего нотариуса в государственной или частной компании не менее года. Сократить данный срок до 6 месяцев можно в том случае, если общий стаж работы по специальности составляет более трех лет;
- иметь документ, подтверждающий успешную сдачу экзамена на квалификацию. Пересдача экзамена возможна всего один раз в год;
- иметь лицензию на осуществление деятельности от органов юстиции и нотариальной палаты.
Скажем прямо, соблюсти данные условия не совсем просто.
Что нужно, чтобы открыть нотариальную контору: документы, лицензии нотариуса, разрешения
Открытие нотариальной конторы значительно отличается от открытия любого другого бизнеса, так как данная сфера деятельности не относится к предпринимательской по закону Российской Федерации. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение качественной юридической помощи. Основная задача и смысл работы нотариата – защита прав и законных интересов граждан от имени государства путем предоставления юридических услуг по процессу оформления и регистрации имущественных и других прав.
Для открытия нотариальной конторы обязательно наличие лицензии на ведение деятельности. Получить данную лицензию можно только по особо регламентируемому порядку. Сам порядок и правила получения данной лицензии описаны в приказе Министерства Юстиции РФ от 26 октября 1998г. №150 «Об утверждении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности».
Лицензию выдает местная нотариальная палата. Для того, чтобы получить данную лицензию необходимо сдать экзамен на квалификацию. Экзамен довольно сложный и сдать его только на базе теоретических знаний, полученных в высшем учебном заведении, не получится.
Претендент на получение лицензии должен иметь обязательную практику помощником действующего нотариуса не менее года. Только в этом случае предоставляется возможным вникнуть во все тонкости работы нотариуса и впоследствии сдать квалификационный экзамен для получения лицензии. Как уже ранее отмечалось – срок стажировки можно сократить до полугода в том случае, если вы опытный юрист со стажем работы от трех лет и более.
Главной сложностью на данный момент является большое количество желающих устроиться на должность помощником нотариуса, а количество вакантных мест ограничено. Поиск действующего нотариуса, желающего взять к себе в стажеры нового сотрудника – основное естественное препятствие для большинства желающих открыть свою нотариальную контору. Если же вам посчастливилось найти такого нотариуса, и он готов взять вас к себе стажером, то вам следует заключить с ним трудовой договор на время стажировки. При этом характер нотариальной компании не имеет значения, это может быть как государственное учреждение, так и частная нотариальная контора.
По окончании вашей стажировки вы должны будете получить на руки характеристику от вашего руководителя, а также заключение о результатах вашей стажировки за это время. Далее, с этими бумагами вам необходимо будет посетить отделение Министерства Юстиции, где сдается квалификационный экзамен. Для допуска к экзамену необходимо будет предъявить следующие документы:
- Паспорт;
- Трудовой договор, по которому вы проходили стажировку;
- Диплом о высшем образовании в области юриспруденции;
- Рекомендации от вашего руководителя с места стажировки.
В том случае, если экзамен вами будет сдан успешно, для получения заветной лицензии следует в течении 5 рабочих дней оплатить гос. пошлину. Размер данной пошлины составляет 5 минимальных окладов в том регионе, в котором вы собираетесь работать.
После того, как вы получите лицензию, вы имеете право на ведение и организацию нотариальной деятельности в течении трех лет. Если по истечении этого срока вы какое-то время не занимались нотариальной деятельностью, то сдачу экзамена и оплату пошлины на получение лицензии необходимо будет повторить.
Бывает такое, что с первого раза экзамен сдать не получается, в этом случае повторная возможность для пересдачи предоставляется через один календарный год. Это связано с тем, что органы юстиции и нотариальная палата утверждают состав нотариата раз в год. Также, если вы уверены в своей правоте, имеется возможность подать на апелляцию для пересмотра результатов экзамена.
Количество нотариальных контор в населенных пунктах регулируется нотариальной палатой. Так, в городе федерального значения на каждые 15 000 человек населения имеет право работать один нотариус. В муниципальных районах один нотариус определяется на 30 000 человек населения. Как правило, квоты в населенных пунктах утверждены, и открыть новую контору возможно только при условии, что одна из действующих прекратит свою деятельность по той или иной причине.
В таком случае остается только ждать, пока одно из мест не освободится естественным образом при уходе действующего нотариуса на пенсию. Также место может освободиться по решению суда, в том случае, если суд посчитает, что нотариус нарушает свои должностные полномочия либо совершает противоправные действия. Такое тоже возможно.
Из всего вышеперечисленного можно отметить, что открыть нотариальную контору – дело непростое. И основная сложность связана именно с получением лицензии и квоты (разрешения) на ведение дел.
Насколько востребованы нотариальные услуги?
Перечень услуг, предоставляемых нотариусом весьма разнообразен. И каждый гражданин рано или поздно сталкивается с жизненной ситуацией, в которой помощь нотариуса становится востребована. Всем известно, что при регистрации прав наследования, оформления документов купли-продажи и многих других случаях не обойтись без нотариально заверенных копий документов. Вот список наиболее популярных услуг нотариуса:
- удостоверение копий документов;
- подтверждение подлинности документов;
- предоставление документов на право собственности;
- составление и заключение брачных договоров;
- юридическое подтверждение какого-либо факта;
- утверждение прав наследственности;
- составление завещаний;
- юридическое подтверждение сделок;
Без нотариусов не обходится ни один вид сделок. Только нотариус может утвердить законность передачи имущественных прав и закрепить их за тем или иным лицом.
Специфика нотариального бизнеса: страхование профессиональной ответственности
Обязательным условием для открытия нотариальной конторы является страхование профессиональной деятельности. Тариф будет зависеть от таких факторов, как:
- срок самой страховки;
- стажа работы ;
- профессиональных характеристик претендента:
- размера страховой выплаты по страховым случаям.
Какие налоги должен платить нотариус?
По закону РФ оказание нотариальных услуг не относится к предпринимательской деятельности. Нотариальные конторы и частные нотариусы являются особым субъектом налогообложения и должны оплачивать следующий список налогов:
- НДФЛ (налог на доходы физических лиц);
- НДС (налог на добавленную стоимость);
- Налог на имущество физических лиц;
- Транспортный налог;
- Земельный налог.
А также страховые взносы и социальное страхование от несчастных случаев.
К этому списку также можно добавить обязательный членский взнос в местную нотариальную палату в размере 5% от суммы годового дохода. Действующие частные адвокаты и нотариусы не платят налога на прибыль, для них он заменен налогом на доходы физических лиц. По умолчанию он составляет 13%, однако, может быть изменен местными органами самоуправления.
Основные риски в работе нотариуса
Если кто-то думает, что работа нотариусом – дело простое и малорискованное, то он сильно ошибается. Работа нотариусом подразумевает под собой высокий уровень ответственности при соблюдении им своих должностных обязанностей. Ошибка или же предумышленное несоблюдение полномочий может привести к серьезным последствиям, в том числе и к уголовным. Помимо очевидных рисков, связанных с соблюдением законодательства, существуют также отнести нюансы работы с людьми. В случае крайнего недовольства работой нотариуса или его недопустимым отношением к клиентам, последние могут написать жалобу в нотариальную палату, и это грозит отзывом лицензии и потерей работы. К другим рискам также относятся:
- Регулярные проверки деятельности от местной Палаты;
- Недостаточная профессиональная подготовка;
- Возможное давление со стороны местных криминальных авторитетов;
- Превышение полномочий в корыстных интересах (ст. 202 УК РФ).
Какое помещение лучше всего подходит для офиса?
Если все вышеперечисленное вас не отпугнуло, и вы с этим справились, то пора перейти к вопросам, связанным непосредственно с самой деятельностью будущей нотариальной конторы. Для этого потребуется арендовать офис, как правило, это небольшое помещение из двух или более комнат, общей площадью 20-30 кв. метров. В офисе необходимо будет установить сейф и организовать специальный архив. Стоимость аренды офиса зависит от средней стоимости аренды по городу, а также от удаления его от центра города.
При этом месторасположение играет большую роль в дальнейшей работе и в количестве обслуживаемых посетителей. Так, например, офис в центре города или на оживленной улице будет стоить значительно дороже, но и будущим клиентам вас будет проще найти. И в этом случае можно будет сэкономить на рекламе. Если же это вам пока не по карману, то можно будет поискать более дешевые варианты по соседству с государственными органами регистрации, риэлторскими компаниями и юридическими фирмами. Ищите место, где ваши услуги будут востребованными и вы будете находиться, что называется «под рукой».
Также при благоустройстве рабочего места не стоит забывать стандартные в таких случаях нормы безопасности – установку противопожарной системы, прохождение санитарных проверок. Кроме всего прочего, вам не помешает установить сигнализацию и обезопасить ваш офис. Нередки случаи кражи бланков с целью их дальнейшего незаконного использования.
Какое оборудование нужно для нотариальной конторы? Оснащаем офис правильно
Ведение нотариальной деятельности связано с документооборотом, поэтому в вашем офисе потребуется много канцелярских принадлежностей, а также МФУ и компьютер. В приведенной ниже таблице приведен минимум того, что вам может понадобиться на первое время.
Письменный столот 8 000 руб.Креслоот 1 500 руб.Сейф для документовот 12 000 руб.Стеллажот 3 500 руб.Компьютерот 25 000 руб. МФУот 8 000 руб. Канцелярские принадлежностиот 5 000 руб.Телефон + интернетот 2 000 руб.Табличка на двериот 500 рубИтого575 000
Также сюда следует добавить расходы на изготовление личной печати нотариуса. По действующему законодательству печать должна быть изготовлена в единственном экземпляре. На печати должны присутствовать:
- Государственный Герб РФ;
- полное имя владельца печати;
- слово «нотариус»;
- название федерального округа деятельности нотариуса.
Расходы на рекламу
Ранее мы уже отмечали, что в данном виде бизнеса конкуренция ограничена на законодательном уровне. Но ограничена – совсем не значит отсутствует. Соответственно, при открытии новой нотариальной конторы вам потребуется заявить о себе и привлечь первых клиентов. Все это подводит нас к вопросу: «как эффективно и недорого организовать рекламную кампанию для новой нотариальной конторы?».
Самое первое – вам потребуется наружная вывеска. Она должна быть заметной, но не броской, все-таки вы собираетесь заниматься серьезным делом. Изготовление и установка такой вывески обойдутся в среднем в 10-15 тыс. руб.
В современном оцифрованном мире ни один вид экономической деятельности уже не может обходится без интернет-странички. Существует устойчивый тренд перехода всех видов экономически активных действий во всемирную сеть и сфера услуг — не исключение. Будет ошибкой не учитывать этого, к тому же, вполне вероятно, это сможет стать вашим конкурентным преимуществом.
Для нотариальной конторы достаточно будет сделать красивый, информационно-наполненный одностраничный сайт. Большим плюсом будет добавить к нему он-лайн чат с записью на прием и первичной бесплатной консультацией. Примерные расходы на создание сайта приведены в таблице:
Регистрация домена0-1500 руб.Оплата хостинга на год2000 руб.Создание странички3000-18000 руб.Подключение чатаот 600 руб.
Визитки, как обязательный атрибут практикующего нотариуса, необходимо будет также изготовить. Изготовление тысячи штук вместе с разработкой макета обойдется вам в 1500-2000 руб.
Бесплатным видом привлечения клиентов будет регистрация в разного рода тематических форумах в интернете и предоставление бесплатных консультаций, связанных с вашей деятельностью.
Еще одним нетрадиционным способом для нотариуса являются договоренности с разного рода компаниями и организациями, клиентам которых зачастую требуются нотариальные услуги. В этом случае агент, рекламирующий вас, будет получать процент от вашего гонорара.
Персонал нотариальной конторы
Ведение нотариальной деятельности связано с выполнением массы текущих задач, а также с объемным документооборотом, при этом надо успевать принимать новых клиентов и заниматься организационными делами. Поэтому уже на начальном этапе целесообразно задуматься о найме как минимум одного помощника-секретаря. На помощника можно будет переложить следующие задачи:
- прием и обработка входящих звонков;
- общение в он-лайн чате;
- первичный прием посетителей;
- контроль за своевременным рассмотрением документов;
- составление писем, ходатайств и других форм;
- ведение архива;
- другие хозяйственные и бумажные дела.
Ваш будущий сотрудник должен иметь следующие знания и навыки:
- знание законов и нормативных актов РФ, регламентирующих нотариальную деятельность;
- уметь вести делопроизводство;
- иметь опыт оформления и обработки документов;
- быть знаком с ведением архивного дела;
- иметь представление о стандартах системы организационно-распределительной документации;
- иметь навык производства деловых писем с использованием типовых форм;
- быть уверенным пользователем ПК, разбираться в таких программах, как MS Word, MS Excel, Fine Reader;
- знать, как минимум, один иностранный язык.
Финансовая сторона нотариального дела
Для того, чтобы ваше дело приносило вам не только моральное удовлетворение, но и прибыль необходимо посчитать все ваши предполагаемые расходы
Сколько стоит открыть свою нотариальную контору?
Как мы видим, открытие нотариальной конторы не является бизнесом без вложений. И для ее открытия потребуется некоторый начальный капитал. Сумма, необходимая для открытия нотариальной фирмы, будет различаться от одного города к другому, а также зависеть от стоимости аренды офиса и расходов на его обустройство. Но для того, чтобы у вас имелось представление об основных статьях расходов, мы приводим их ниже в сводной таблице:
Получение лицензии, открытие р\с и изготовление печатиоколо 15 000 руб.Аренда офиса 30 кв.м. на два месяца вперед (10у.е.\кв.м.)36 000 руб.Мебель и оборудованиеоколо 70 000 руб.Изготовление и установки наружной вывески15 000 руб.Изготовление сайта и регистрация домена + хостинг на год + он-лайн чатоколо 20 000 руб.Изготовление и печать визиток 1000шт.3000 руб.Продвижение сайта в интернете и другая реклама (газеты, радио и пр.)от 20 000 руб. Заработная плата для помощника на первый месяцот 30 000 руб. Страховка нотариальной деятельности5000 руб. ИТОГО214 000 руб.
В приведенных расчетах имелся в виду офис готового типа с установленными системами пожарной безопасности, охраной и косметическим ремонтом.
Важно: в начале любого бизнеса всегда присутствуют непредвиденные расходы. Поэтому, когда вы будете открывать собственную нотариальную контору и считать смету ваших расходов, будьте уверены, что у вас есть, как минимум, 30% сверх необходимой суммы на непредвиденные расходы. Это сэкономит вам и время и нервы.
Сколько можно заработать в месяц на оказании нотариальных услуг?
Конкретные суммы доходов нотариусов различаются по регионам и отдельным конторам. Однако, усредненная сумма находится в районе 120-250 тыс. руб. в месяц.
Давайте рассмотрим из чего данная сумма складывается.
Ценообразование услуг нотариуса имеет свои особенности. Стоимость услуг нотариальной конторы образуется из двух составляющих: тарифа, который установлен законодательством, и суммы вознаграждения за услуги нотариуса. При этом, если тарифы за совершение нотариальных действий у всех нотариусов одинаковы, то стоимость услуг, не являющихся нотариальными могут быть разными. При открытии конторы и определении стоимости разного вида услуг стоит учитывать средние расценки локального рынка, а также опыт и квалификацию конкретного нотариуса.
Соответственно, также будут иметь значение прилагаемые вами усилия по поиску клиентов, расположение офиса и расходы на рекламу. Как и в любом другом бизнесе, ваш доход будет напрямую зависеть от количества ваших клиентов.
Заключение
Вопрос – «как открыть собственную нотариальную контору?» сводиться к двум главным факторам. Имеете ли вы возможность пройти стажировку у действующего нотариуса (или уже прошли ее)? А также наличие квоты на нотариальную деятельность в вашем районе. Если на эти два вопроса вы сможете ответить положительно, то для открытия нотариальной конторы вам потребуется лишь указанная выше сумма денег и некоторые организационные способности.
Если отбросить в сторону все сложности, которые присущи открытию данного рода деятельности, то можно сказать, что предоставление нотариальных услуг всегда востребованный род занятий с искусственно заниженной конкуренцией. Вывод – на этом однозначно можно заработать. Удачи вам в ваших делах!
Источник: