Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.
Не секрет, что Новодевичье кладбище, это не просто некрополь, это своеобразное отражение жизни нашего государства за последние сто лет. За это время происходило всякое и бывало, что приоритеты менялись, буквально переворачиваясь с ног на голову. К сожалению, иногда эти перемены приобретали совершенно уродливые формы и перерастали в борьбу с мертвыми.
Сегодня я хочу рассказать вам историю русского офицера императорского флота, перешедшего на сторону Советской власти, верно служившего ей и оказавшегося репрессированным ПОСМЕРТНО.
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Беренс Евгений Андреевич (1876—1928)
Русский и Советский морской офицер. Происходил из дворянского рода обрусевших немцев живших в России с начала 18 века. Многие мужчины из рода Беренсов посвятили себя службе в российском флоте. В частности стоит сказать что Евгений Андреевич был внуком и полным тезкой известного флотоводца 19 века Адмирала Е.А. Беренса (1809—1878).
В 1895 году окончил Морской кадетский корпус и служил на Балтийском флоте.
Ходил в море на учебном судне «Верный» и броненосце береговой обороны «Не тронь меня!».
На миноносце «Властный» в должности штурмана совершил переход на Тихий океан, где корабль должен был присоединиться, к основной эскадре Тихоокеанского флота.
Далее был назначен старшим штурманом крейсера «Забияка» в Порт-Артуре.
Затем получил назначение на крейсер «Варяг». Интересный факт, до него этот пост занимал его младший брат Михаил Беренс, переведенный на эскадренный броненосец «Севастополь».
27 января 1904 г. старший штурман крейсера «Варяг» вместе со всем экипажем принял неравный бой с японцами у Чемульпо.
Благодаря мастерству штурмана Евгения Беренса «Варяг» умело маневрировал на узком фарватере и долго сопротивлялся многократно превосходящим силам противника. Получил тяжелую контузию, но остался в строю. По представлению командира «Варяга» Руднева награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
По окончании войны с Японией Евгений Андреевич Бернс возвратился на Балтийский флот. Преподавал в Морском корпусе, внес значительный вклад в воспитание поколения русских моряков. В 1906–1909 гг. служил на эскадренном броненосце «Цесаревич», входившем в состав Отдельного отряда судов, провел три кампании в Средиземном море. В декабре 1908 г., будучи старшим офицером «Цесаревича», проявил исключительную самоотверженность, помогая, наряду с экипажами других русских кораблей, пострадавшим от землетрясения жителям Мессины (о. Сицилия, Италия). Был награжден итальянским правительством специальной серебряной медалью.
С ноября 1910 г. – на военно-дипломатической службе. В 1910–1914 гг. – военно-морской агент (атташе) в Германии и Голландии, одновременно в 1914 г. назначен командиром строившегося в Германии легкого крейсера «Адмирал Невельской».
С началом Первой мировой войны отозван в Россию, служил в Морском Генеральном штабе. В 1915–1917 гг. – морской агент в Италии, обеспечивал тесные связи с командованием итальянского флота, союзного Антанте.
В 1916 г. произведен в капитаны 1-го ранга.
В 1917 г. после Февральской революции Временным правительством отозван в Россию где возглавил иностранный статистический отдел Морского генерального штаба (МГШ).
После Октябрьской революции добровольно перешел на сторону советской власти. На собрании личного состава МГШ в ноябре 1917 г. высказался за необходимость «работать на благо России», не соглашаясь с офицерами, призвавшими саботировать новую власть. Большинством голосов был избран начальником Морского Генерального штаба, занимал эту должность до апреля 1919 г., одновременно в апреле–августе 1918 г. – член Высшего военного совета. В условиях развала и революционных потрясений обеспечил сохранение органов военно-морского управления, руководство флотом и спасение кораблей.
В апреле 1919 – феврале 1920 гг. Е.А. Беренс занимал должность командующего Морскими силами Советской Республики (Рабоче-Крестьянским Красным флотом), непосредственно руководил боевыми действиями на морях и внутренних водных системах.
Под его непосредственным руководством было сформировано несколько речных флотилий. Непосредственно командовал Волжской речной флотилией участвовавшей в боях за Царицын (ныне Волгоград).
После окончания гражданской войны находился на военно- дипломатической работе.
Участвовал в работе советской делегации на Рижской (1921 г), Генуэзской (1922 г), Лозаннской (1922–1923 гг) мирных конференциях.
Последние годы был советским военным атташе в Великобритании и Франции.
Скончался в 1928 году в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 30-е годы, когда по всей стране прокатились волны массовых репрессий могила капитана первого ранга Императорского военно-морского флота Евгения Андреевича Беренса, была уничтожена.
Первыми кто вспомнил об уничтоженном захоронении героя крейсера «Варяг» и начал борьбу за его восстановление стали член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычёв и его соратник –полковник в отставке Ерофей Михайлович Левшов, участник штурма Рейхстага. Благодаря их усилиям и хлопотам крестницы опального каперанга Т.А. Громовой могила была восстановлена в 1989 году.
А в 2002 году состоялось торжественное открытие надгробного памятника одному из первых командующих Рабоче-Крестьянского Красного флота.
Вот такая посмертная судьба человека честно служившего своей Родине.
Нужно сказать, что точно таким же образом в 30-е годы большевики поступили и с могилой генерала Брусилова, о котором я писал в публикации «Некрополь Новодевичьего монастыря».
Могилу первого царского генерала перешедшего на сторону Советской власти, героя Первой мировой войны сравняли с землей и восстановили только в 90-е годы прошлого века.
В заключении хочу сказать несколько слов о судьбе уже упоминавшегося мною в этой публикации младшего брата Евгения Беренса Михаила.
Как известно гражданская война часто делала врагами самых близких людей. Михаил Андреевич Беренс (1879 – 1943) воевал на стороне белых. Был последним командующим Черноморской эскадрой, ушедшей в Тунис. Парадокс заключается в том, что советский военно-морской атташе Евгений Беренс занимался вопросом возвращения русских кораблей в СССР.
Спасибо всем кто прочел до конца. Как всегда мои уважаемые читатели и подписчики жду ваших отзывов