Найти в Дзене

Учим ребенка говорить: с чего начать?

Я уже писала, что первым шагом к речи должно стать тестирование и обучение пониманию речи, т.к. понимание идет прежде говорения. Но теперь хочу поговорить о речи как таковой. С каких звуков или слов начинается обучение ребенка-аутиста.

Так вот: слова и звуки могут быть абсолютно любыми, главное, чтобы это были просьбы.

Именно просьба объясняет ребенку-аутисту, зачем люди вообще издают какие-то звуки и вот почему.

Нейротипичный ребенок учиться говорить на автомате. Он что-то там лепечет, но скоро замечает, что если сказать: "пе" ему принесут печенье, "ко" - нальют компота. Ну круто, чо. А если позову: "мама", мать ко мне примчится? Скорее да.

Аутичные дети плохо себе представляют практический смысл речи и могут не понимать ее от слова совсем. Их первым словом может быть просто красивое сочетание звуков или то, что они часто слышат от родителей, например: зима, сине-зеленый, 1-2-3-4-5.

В нашем случае, первым словом было "да". Сын использовал его на автомате, не для выражения согласия, просто я часто говорила ему: "Мы снимем штанишки, да?"- "Мы помоем попу, да?" - "Мы съедим кашу, да?".

Так вот: чтобы ребенок захотел с вами общаться, учите его просить, требовать, клянчить и канючить. Когда он что-нибудь захочет - требуйте, чтобы он произнес первую букву или слог (гласные и слоги даются детям легче согласных). Если ребенок смог попросить - немедленно дайте, что просит. Если это луна с неба - оторвите и дайте. Не давайте лишь того, что может принести однозначный вред, например, отбеливатель или горячий утюг.

Потом требуйте слово целиком. Потом простую фразу: "Дай (название предмета"). Потом вводите: "Я хочу..." и "Пожалуйста".

Высший пилотаж - просьбы информации: "Что это?", "Где мой мяч", "Почему сушка дырявая?" и т.п.

К какому бы замечательному логопеду вы ни ходили, полноценно работать с просьбой можно только дома, где у ребенка на порядок больше хотелок.

Для увеличения хотелок, можно убирать нужные ребенку сладости и игрушки так, чтобы они оставались в поле зрения, но были вне досягаемости. Например, положить на полку.

Что почитать: Юлия Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Глава "Случайное обучение".