Найти тему
ActivityEdu

Несломленный город: в блокадном Ленинграде работали 39 школ

Оглавление

О том, с какой стойкостью переносили блокаду жители Ленинграда, написано и сказано не мало. В День празднования полного освобождения города от фашистской блокады приводим данные из архивных документов, которые еще раз свидетельствуют о том, что, несмотря на все лишения и ужасы долгой осады, город жил и верил в будущее – с ноября 1941 года и до самого окончания войны в Ленинграде работали 39 общеобразовательных школ.

Ученицы 4-го класса 47-й школы г. Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда». На фото слева направо: Житкова, Г. Петрова, Авдеева, М. Гнеленко, Романил. Автор: Георгий Коновалов. 27.09.1943. Источник: leningradpobeda.ru
Ученицы 4-го класса 47-й школы г. Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда». На фото слева направо: Житкова, Г. Петрова, Авдеева, М. Гнеленко, Романил. Автор: Георгий Коновалов. 27.09.1943. Источник: leningradpobeda.ru

«Я с нетерпением жду этого желанного дня»

И раньше, и в наши дни 1 сентября заканчиваются каникулы, и дети с легкой тоской по ушедшему лету отправляются в школы. Так было до 1941 года и в Ленинграде. В первый военный год сентябрь стал особенным – школы не открылись: обучать детей стало некому да и негде. Все, кто мог сражаться, в том числе и многие ленинградские учителя, ушли на фронт, а здания большинства образовательных организаций еще летом были превращены или в эвакуационные пункты, или в места дислокации воинских частей. 

Список школьных помещений, подлежащих освобождению воинскими частями. 1941. Из фондов ЦГАИПД СПб
Список школьных помещений, подлежащих освобождению воинскими частями. 1941. Из фондов ЦГАИПД СПб

Однако не учить детей − значило оставить их без будущего, и, согласно архивным данным, Горком Ленинграда 25 октября 1941 г. обязал военных в 3-дневный срок освободить здания школ, а Исполнительный комитет городского Совета депутатов получил задание организовать обучение школьников. Эти поручения были выполнены, и в первых числах ноября в городе на Неве начали работать 39 школ. 

Страницы дневника Вали Петерсон, ученицы 8 кл. школы №239. 1941-1942. Из фондов ЦГАИПД СПб
Страницы дневника Вали Петерсон, ученицы 8 кл. школы №239. 1941-1942. Из фондов ЦГАИПД СПб

Зимовщики

Так ласково взрослые называли детей, не эвакуированных из города. К осени 1941 года их было около 400 тысяч. 

Что можно сказать о школьниках? Они, так же как и учителя, совмещали учебу с помощью фронту на военных заводах, рыли вместе со взрослыми оборонительные окопы, спасали здания от «зажигалок», помогали больным и раненым в госпиталях, выполняли любую общественную работу, чтобы город смог выстоять под вражеским натиском. А в перерывах учили уроки. 

Более 5000 детей по окончании войны получили награды – медали «За оборону Ленинграда».

Им было очень непросто: из-за истощения подводила память, их постоянным спутником стали страх за жизнь родных, их мучили холод и голод, нестерпимыми были злость на врага и желание, чтобы весь этот ужас скорее закончился. Те из них, кто сумел пережить блокаду, вспоминают – именно то, что школы продолжали работать, помогало не потерять веру в будущее и выстоять.

Страницы дневника Вали Петерсон, ученицы 8 кл. школы № 239. 1941-1942. Из фондов ЦГАИПД СПб
Страницы дневника Вали Петерсон, ученицы 8 кл. школы № 239. 1941-1942. Из фондов ЦГАИПД СПб

Сначала занимаемся в классах, потом переходим в подземелье

«Было холодно», – таким был бы ответ школьников блокадного Ленинграда о помещениях, где проходили уроки. В часы, когда не бомбили, дети занимались в классах, во время обстрелов и бомбежек спускались в бомбоубежища, и уроки продолжались там. 

Как ведут себя дети во время тревоги? Я бы сказала: удивительно спокойно. Только один мальчик из 7-го класса буквально трясется. Но над ним не смеются. Все понимают, что может быть страшно; но ленинградские дети научились владеть собой. 
Из дневника учителя истории школы №239 г. Ленинграда К. В. Ползиковой-Рубец

Программа обучения были облегчена и включала занятия только по основным предметам. Уроки длились 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни дети. Основную часть информации школьникам приходилось запоминать на слух и пересказывать учителю − записи в тетрадях почти не велись: это отнимало слишком много сил, да и руки стыли (зимой 1941-1942 гг. температура в классах и бомбоубежищах редко поднималась выше минус 15 градусов).

В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает ответа, то причина всегда серьезная. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: «Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался».
Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!
Из дневника учителя истории школы №239 г. Ленинграда К. В. Ползиковой-Рубец

Детей в школах кормили. В начале 1941 года давали каши, желе, супы, чай и хлеб. Первое время ученикам даже не приходилось отдавать за это карточки. Но позже, когда с провиантом в городе стало совсем плохо, в школах стали давать только хлеб, и только по карточкам.

Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности − следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, младшие дети не имеют тарелки супу.
− Позвольте отнести суп домой! − просит меня Надя. − Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.
− Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.
Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких… Но сейчас я должна помешать Наде унести суп домой. Иначе нельзя. Организм детей и молодежи слабее, чем взрослых.
Из дневника учителя истории школы №239 г. Ленинграда К. В. Ползиковой-Рубец

О смерти не говорили

Трудно было не только школьникам, но и педагогам: перестроить систему обучения с письменной на устную; объяснять материал так, чтобы каждому было легко понять его, запомнить и ответить на «отлично» и «хорошо», проводить уроки под постоянными обстрелами и, не теряя самообладания, удерживать внимание класса − с этим справлялись. Сложнее было справиться с голодом и холодом. 

В ленинградских школах  во время войны преподавали в основном те, кто уже не подлежал мобилизации, и многие из них, не перенеся тяжелых условий жизни, до освобождения города так и не дожили. Но то, как принимали дети и взрослые известия о смерти, – еще один пример мужества и стойкости ленинградцев. О ней либо не говорили вообще, либо говорили шепотом, чтобы не усугублять и без того гнетущую атмосферу. Убеждали себя и друг друга, что не блокада сломила павшего, а просто время пришло. 

Слабеют наши мужчины и очень пожилые учительницы. Умерли Борис Александрович и Анастасия Ивановна. Мы утешаем себя, что они не жертвы блокады, просто время пришло.
Из дневника ученицы 8 кл. школы №239 Вали Петерсон

«Мы гордимся тем, что сумели выпустить в жизнь 26 юношей и девушек»

Это цитата из дневника учителя 239-й школы г. Ленинграда Ксении Ползиковой-Рубец, 26 учеников которой в 1942 году стали выпускниками.

В праздничный выпускной день в школах звучала музыка. Каждый из тех 26 получил не просто аттестат с оценками − документ, который говорил об зрелости, смелости и неумолимой вере в Победу. Ведь все эти мальчишки и девчонки посмотрели смерти в глаза, но не ушли вслед за ней.

Из Боевого сборника «Наша школа в дни Великой Отечественной войны», подготовленного учащимися школы №367 Московского района г.Ленинграда. 1941-1942. Источник: ЦГАИПД СПб
Из Боевого сборника «Наша школа в дни Великой Отечественной войны», подготовленного учащимися школы №367 Московского района г.Ленинграда. 1941-1942. Источник: ЦГАИПД СПб

Учителя были полны гордости, а ученики вторили им в ответ: «Мы благодарим всех учителей за то, что они дали нам возможность учиться в школе. Когда в трудной обстановке зимой мы порой теряли мужество, многих из нас они убедили ее закончить».

Школы продолжали работать в Ленинграде всю войну. Дети узнавали новое, получали оценки и мечтали о мирном будущем. И город жил, превозмогая холод, голод, страх и, кажется, даже саму смерть.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.