Оставшись без работы, пришлось посещать множества собеседований в отделе кадров разных компаний. Не люблю шаблонность, анкеты и замыленные вопросы, так как знаю,что хотят от меня услышать (не первый год работаю в области hr), и подташнивает от мысли вгонять себя в рамки.
А вы когда нибудь подвергались издевательствам во время собеседований? Что движет рекрутерами? Может они встали не с той ноги,или они хотят поиздеваться? А может они возомнили себя супер профессионалами,проводящими стресс-интервью?
Стресс-интервью сложная методика, требующая от специалиста особой подготовки. Как правило, рекрутеры используют его элементы во время обычного собеседования, а также включают в это понятие моделирующие конфликт ролевые игры и всевозможные проверочные ситуации. Например, заставляют буквально «на коленке» заполнять длиннющие анкеты или подолгу «маринуют» кандидата перед закрытыми дверями.
Часто используется система собеседования в неудобных для соискателя условиях — к примеру, направленная в лицо яркая лампа или сломанная ножка стула.
Но самое неприятное ждёт вас во время беседы. Например, рекрутер начинает грубо перебивать соискателя, перескакивать с темы на тему, не давая возможности высказаться. Иногда переходит на «ты» и задает неэтичные вопросы: «Вы до сих пор не замужем, потому что у вас слишком склочный характер?», «Что за тряпье на вас надето?», «За какую сумму вы готовы сдать конкурентам клиентскую базу своей компкомпании?"
Повысить нервозность соискателя можно и с помощью различных невербальных техник: демонстрировать, что не слушаешь собеседника, подолгу молчать, хмуриться во время его рассказов о себе.
Если вас игнорят, это тоже не спроста! Один из жестких методов прессинга — это отсутствие обратной связи. Вы пришли на собеседование вовремя, но вас попросили подождать в приемной, пока специалист по персоналу, с которым у вас назначена встреча, вернется с обеда. Однако вот уже час вашего присутствия никто не замечает. Мимо ходят сотрудники, жизнь бьет ключом, но вы, словно в другом измерении, не вызываете ни у кого интереса.
Что делать в такой ситуации? Мой совет- делайте вид, будто вас не напрягает томительное ожидание. И не отлучайтесь надолго, иначе рискуете пропустить момент, когда вас наконец решат вызвать. Поверьте, ваше терпение оценят по достоинству.
Для каких специалистов проводят стресс-интервью?
Стрессовое интервью чаще всего проводят с кандидатами на вакансии, связанные с нервной, неспокойной работой. Это руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы, специалисты по урегулированию убытков, супервайзеры, мерчендайзеры, специалисты по закупкам, специалисты ВЭД и т.д. То есть, как правило, все, кто представляет front-office компании.
Наука соционика говорит,что в стрессе есть 4 типа поведения людей:
1тип - стрессонеустойчивые.
В самой стрессовой ситуации люди стрессонеустойчивых типов склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
2 тип - стрессотренируемые.
Они отовы к не глобальным переменам, и не мгновенным. По мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
3 тип - стрессотормозные.
Они характеризуются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Такие люди способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
4 тип - стрессоустойчивые.
Они готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях.
В крупном алкогольном холдинге закрывали вакансию HR-директора. Собеседование проводил коммерческий директор, отличавшийся жуткой манерой общения с кандидатами.
Соискательнице, которая села на стул, скрестив ноги, он немедленно указал на дверь: «Вы претендуете на вакансию эйчара — человека, которого отличает открытость и общительность, так почему вы сидите в закрытой позе?» Женщина не нашла, что ответить, и в смятении вышла.
Поза следующей кандидатки тоже оказалась «закрытой». «Вербальный язык говорит о вашей замкнутости, скрытности, — запыхтел директор. — Вы нам не подходите!» Девушка не растерялась, секунду подумала и спокойно ответила: «Знаете, зацепилась сумкой за колготки, не хотела, чтобы это было заметно, поэтому так села». Директору ответ понравился — девушка осталась.
Для меня никакие жесткие вопросы «в лоб» не смогут так раскрыть кандидата, как мягкий, «задушевный» подход. В последнем случае претендент может настолько расслабиться, что сам расскажет всю правду, как он справлялся с форс-мажорными обстоятельствами, возникавшими на его пути.