После распада Советского Союза, в оставшейся Российской Федерации начали срочно искать новые исторические смыслы бытия. Без светскости, нетрудно догадаться, что взор пал на дореволюционный период.
Превозносилась династия Романовых. Особенно царствование последнего Императора Николая II. Возобновили расследование убийства царской семьи, в 2000-м году вместе с семьёй его причислили к лику святых (страстотерпец).
Вчерашние пролетарии и даже члены Партии кинулись искать своё дворянство. Историки вспоминать про экономический рост в начале ХХ века, рекордные продажи зерна и сливочного масла. Масштабное строительство железных дорог, Транссиб. Рост населения, развитие науки и культуры.
И всё бы ничего, всё так. Да вот незадача – царствование Николая II едва ли подходит в качестве исторического примера. А в качестве смысла бытия, фундамента государственности, пожалуй, вовсе губительно.
Чтобы это понять, нужно рассматривать не отдельные достижения, а исторический период в целом. Какое дело до рекордных продаж зерна, если страна при царе не справлялась с вызовами начала ХХ века?
Никакие достижения не помогли выиграть войну в 1905 году против Японии (далеко не самой сильной страной тогда). Армию не обеспечили современным оружием. А бурно развивающаяся ж\д сеть (как любят повторять) не справлялась с нуждами фронта на Дальнем Востоке.
Конечно, царское правительство старалось устранять недочёты. В 1905-1912 годах прошли военные реформы. Но что в итоге? В 1914 году страна вновь оказалась неготовой к войне.
Что давала разработка первых самолётов (с иностранными двигателями до 1915 года) если не могли произвести нужное количество снарядов. Ж\д сеть снова не справлялась с нагрузкой фронта, а недовольство и социальное напряжение росло.
Работяги и крестьяне не хотели чувствовать себя людьми второго сорта. Люди видели, что руководящее меньшинство благородных "гАспод" не такое и благородное. В воровстве казны частенько "гАспада" очень даже преуспевали, по части ума не шибко многие преуспевали. В общем, люди себе как люди. Но нет. Тогда они почему-то считались выше остальных – благородные.
Начало ХХ века, а наука, искусство – достояние в основном городского населения. Около 15%. Остальные 85% (в деревнях) не особо слышали про симфонии Чайковского, романы Достоевского или таблицу Менделеева. Хорошо если крестьяне умели чуток писать, читать. Считалось прогрессом и достижением образования.
Такой исторический период хотят привести в качестве примера?
Что делать с этими противоречиями? Никакой бурный рост, достижения промышленности их не снимал. Само собой любителя царя тут же расскажут, если бы не революции, Россия всё преодолела!
Может да, а может нет. Этого мы уже не узнаем. Зато знаем как было. Нужны были кардинальные изменения общества, на которые царь не шёл. Не понимал, дворяне не давали или ещё что – для истории неважно.
И когда Россия в 1914 году неподготовленной (о неготовности армии Николаю II докладывали не раз) вступила в мировую войну, когда патронно\снарядный голод обернулся большими потерями и отступлением, недовольство грянуло похлеще бунтов 1905 года.
Царское правительство снова пыталось исправлять ошибки. Арестован военный министр Сухомлинов, военная промышленность набирала обороты, заключались новые контракты о покупке иностранных снарядов.
Патронно\снарядный голод был более менее преодолён к 1916 году (отнюдь не удовлетворён). Но усталость от той страшной войны, недовольство и протесты уже не прекращались… Даже Брусиловский прорыв особо ни на что не повлиял.
Чтобы лучше понять масштабы того кризиса, можно провести аналогию с периодом 30-х советской власти. Представить, что индустриализация провалилась, в 1938 году японцы побеждают на озере Хасан. СССР вынужден подписать мир и отдаёт Японии, к примеру, остальную часть Сахалина.
Как бы население отнеслось к советскому правительству в таком случае? Вот так же люди относились к Николаю II с его благородными министрами.
Но как мы знаем, в СССР произошло ровно наоборот. Индустриализация была выполнена в кратчайшие сроки. Японцы разбиты и на озере Хасан и Хаолхин-Голе. К 1941 году армия имела столько снарядов, патронов, пушек и винтовок, что не счесть.
При это одновременно с выпуском старых образцов, в СССР во всю шло перевооружение новейшими образцами техники. Правда тут не успели. Закончили только ближе к 1943-му. Но это уже другая история, другая, мировая война. Куда более маштабней Первой.