Чтобы торговать на Вайлдберриз ваш товар должен иметь все разрешительные документы. Неважно, производите вы в РФ, или ввозите товар из-за границы.
Для ввезенного товара до недавнего времени процедура получения сертификата была сомой простой. Вы как импортер можете быть заявителем в сертификате, предоставив образцы для лабораторных испытаний. Но с недавнего времени, кроме всех сертификатов, Вайлдберриз стали требовать номер ГТД. Грузовая таможенная декларация – основной документ, который подтверждает, что определенный груз прошел таможенное оформление ввоза в РФ. Документ содержит уникальный номер, под которым он внесен в базу данных ФТС России. Самостоятельная проверка ГТД по номеру возможна только для выяснения, через какой таможенный пост и когда груз пересек границу: первые восемь цифр – код таможенного поста; следующие шесть цифр – дата регистрации декларации. Далее номер имеет еще семь цифр, которые носят индивидуальный характер и обозначают порядковый номер в журнале регистрации таможни. Именно этот номер позволяет точно установить, кем и что было ввезено, и его подлинность требует проверки.
Требуя номер ГТД, Вайлдберриз отсекает весь товар, ввезенный в обход официальных процедур таможенной отчистки. То есть контрабанды на Вайлдберриз быть не должно.
Для российских производителей Вайлдберриз требует предоставить все соответствующие сертификаты, декларации, информационные (отказные) письма, которые подтверждают соответствие произведенной продукции ГОСТам, Техническим условиям и требованиям к безопасности продукции и производства, установленным законодательством РФ, ТС и ЕАЭС. С недавнего времени ввели обязательную графу , которую необходимо заполнить при привязке сертификата или декларации к поставке - название и адрес производителя.
Я произвожу вышивку, поэтому для меня обязательно нужно иметь информационное (отказное) письмо от аккредитованной организации о том, что этот вид продукции не подлежит обязательной сертификации и декларации. Стоит выпуск такого письма от 3000 руб. до 5000 руб. Это письмо позволит мне продавать на Вайлдберриз вот такие вышитые термоаппликации, нашивки, картины. Такие картинки в углубленной рамки создадут 3D эффект. Они могут быть недорогим и красивым подарком коллегам и друзьям. И если правильно вписать их в интерьер, то могут выступать в роли цветового акцента помещения. Небольшая тестовая поставка этих и других аналогичных товаров запланирована на февраль, чтобы протестить в подарочный сезон перед 8 марта.
Что касается одежды, то здесь все сложнее. Поэтому озаботиться этим вопросом нужно заранее. И не только потому что это одна из существенных расходных статей, но и для того, чтобы понять все нюансы этого процесса прежде, чем подписывать договор с фабрикой по пошиву вашей одежды.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно понимать следующие вещи:
1. Сертификация и декларация для мужской и женской одежды для продажи на Вайлдберриз должна оформляться по стандартам ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
2. Для трикотажной одежды (не верхней) есть как минимум 4 ГОСТа, которые должны быть указаны в документах. Первые 2 ГОСТа для изделий второго слоя из трикотажного полотна различных составов (свитшоты, кардиганы, платья, блузки, брюки, рубашки и т.д.) для мужчин и женщин (31409-2009, 31410-2009). Вторые два ГОСТа для бельевого трикотажа первого слоя (футболки, лонгсливы (в ГОСТе это фуфайки), майки и т.д.) для мужчин и женщин (31405-2009 и 31408-2009).
Для трикотажных изделий второго слоя нужно предоставить декларацию. Для бельевого трикотажа первого слоя - сертификат.
3. При оформлении декларации или сертификата необходимо правильно указывать ТН ВЭД, так как на этапе оформления поставки на Вайлдберриз вы будете вносить эти коды в спецификации поставки. И использовать вы можете только те коды, которые указаны в привязанной к поставке декларации или сертификате. Если код не указан в декларации или сертификации, то вашу поставку не одобрят. Для трикотажной одежды второго слоя это как минимум ТН ВЭД ЕАЭС 6106, 6110, 6112, 6104, 6103.
4. Сертификация проводится по двум схемам - серийный выпуск или на партию. Стоимость на партию незначительно ниже. Выбор зависит от того, как планируются поставки. Для сезонных коллекций - возможно делать сертификат или декларацию на партию. Для базовой коллекции - на серийный выпуск. Это еще одна причина для того, чтобы продумывать ассортимент заранее как минимум на год в перед. Срок действия сертификата по схеме серийного производства - до 5 лет.
5. Декларации и сертификаты выдаются аккредитованными организациями на основании заявления и протоколов испытаний. Заявителем на получение декларации или сертификата может быть только производитель. Это очень важный момент. То есть, если вы хотите быть указанным в качестве заявителя и производителя в декларации или сертификате, вы должны предоставить договор аренды производственного помещения, либо договор о собственности на производственное помещение.
Если у вас нет швейного производства, и вы работаете по договору услуг со швейной фабрикой, то здесь есть 2 возможных варианта: либо вы оформляете договор аренды с этим производством и являетесь заявителем/производителем, либо заявителем является фабрика , но с указанием вашей маркировки. Во втором случае название вашего ИП и вашей торговой марки должны быть указаны в разделе с перечнем производимой продукции. А на маркировочных бирках будет указываться ваша торговая марка, но производителем будет указана фабрика, на которой отшивался товар. Это логично, потому что только производитель может нести ответственность за безопасность продукции. Поэтому, когда вы договариваетесь с фабрикой о пошиве, вам необходимо сразу согласовывать вопрос о возможности оформления деклараций и сертификатов от их имени с указанием вашей маркировки. Либо о заключении договора об аренде их производственных площадей, на основании которого вы сможете сами указывать себя в качестве производителя.
На швейных производствах, где специализируются на блэнковом трикотаже и мерче, практически всегда есть свои разработанные базовые модели (футболки, свитшоты, толстовки, худи, бомберы, брюки и др.). Если вы покупаете модели такой фабрики в РФ, то есть не шьете по индивидуальному заказу по своим лекалам, то для Вайлдберриз можно использовать сертификат фабрики на эти модели с письмом о разрешении вашему юр.лицу на продажу их продукции. Именно этот вариант я планирую использовать в ближайшем будущем.
На самом деле, есть еще третий вариант - вы создаете свое швейное производство. Но это уже совсем другой уровень и другой бизнес.
6. Протоколы испытаний должны оформляться на каждый состав трикотажного полотна, из которого вы отшиваете свой ассортимент. Испытания проводятся аккредитованными лабораториями. Для испытаний вы должны предоставить минимум по 2 образца на каждый состав. Все протоколы испытаний прилагаются к Декларации или Сертификату.
7. Сроки изготовления Декларации - от 2 недель до 1 месяца. Сроки изготовления Сертификата - 2-6 месяцев.
8. Стоимость Декларации - от 11000 руб до 25000 руб. плюс каждый протокол испытаний от 9000 руб. до 15000 руб. Стоимость Сертификата - от 25000 руб. до 70000 руб. плюс каждый протокол испытаний от 11000 руб до 20000 руб. Эти цифры я привожу на основании конкретных ценовых предложений, которые я собирала от различных организаций, предоставляющих эти услуги.
9. Существенная разница между декларацией и сертификатом заключается в том, что декларация подписывается заявителем. То есть производитель ответственно заявляет на основании протоколов испытаний, что его продукция соответствует требованиям безопасности продукции легкой промышленности. Декларирование не предусматривает процедуры проверки производства. Во всяком случае пока. Сертификат подписывается аккредитованной организацией, выдающей сертификат. И процедура сертификации предусматривает посещение и проверку производства.
10. Все декларации и сертификаты регистрируются в едином реестре. И их можно проверить, что и делает Вайлдберриз после того, как вы загружаете свои документы к каждой поставке. В течение нескольких часов ваши сертификаты и декларации находятся на проверке Вайлдберриз. И только после проверки, вы сможете начать оформление поставки.
11. Декларации и сертификаты оформляются только для юридических лиц. Самозанятые не могут оформлять эти документы. Во всяком случае пока законодательством это не предусмотрено.
Получилось немного длинно, но надеюсь, эта информация поможет новичкам избежать лишних трат и ошибок в начале пути на Вайлдберриз. У меня четкое понимание этих вещей заняло довольно много времени, так как вся информация в открытых источниках носит больше рекламный характер. А чтобы добраться до сути, пришлось перечитать много первичных документов и обзвонить много организаций, предоставляющих услуги сертификации.
Заглядывайте в мой магазин на Вайлдберриз. А так же можете просмотреть мои предыдущие статьи по этой теме. Возможно там вы сможете найти для себя что-то полезное.
PS. Вся информация из статьи основана на моем личном опыте. Я не являюсь специалистом в области сертификации.
PPS. В начале марта ВБ изменил требования по сертификации для поставщиков. Теперь при оформлении поставки не требуется сразу загружать сертификаты. Но они должны быть доступны по запросу. И второе изменение - добавили обязательную информацию о производителе товара, включая юридическое название, юридический адрес, адрес завода. Скорее всего это связано с грядущей тотальной маркировкой всех товаров в единой системе - знак качества. И третье изменение - поставщиком теперь может стать самозанятый.