Найти в Дзене

От доброй воли — к доброму делу

Оглавление

Волонтёр — тот, кто трудится в своё удовольствие на благо других, не прося ничего взамен

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Часть вторая. Зов ненайденного солдата

Поисковики о реальной войне узнают не по книжкам

Свою работу туймазинские волонтеры не считают чем-то особенным.

Но признаются, что иной раз бывает так тяжко — хоть волком вой.

Сегодня в отряде насчитывается несколько сот туймазинских школьников и студентов. Все они — участники движения «Волонтеры Победы». Это значит, что каждый из них регулярно оказывает помощь одиноким и престарелым людям, ухаживает за памятниками и монументами. Но самое главное — они регулярно отправляются на «Вахту памяти» по мес­там сражений. Одной из них стала недавняя поездка в Кировский и Киришский районы Ленинградской области. В тяжкие сороковые там шли ожесточенные бои с фашистами, погибло множество советских солдат. Так, в урочище Вороново только 286-я стрелковая дивизия потеряла тысячи бойцов, пытавшихся прорвать блокаду Ленинграда. Останки многих из них до сих пор лежат там непогребенными.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Перед каждой экспедицией все участники проходят подготовку на курсах военной археологии и истории Великой Отечественной войны, мас­тер-классы по антропологии, по консервации и реставрации находок.

— И тем не менее это страшно, — признаются подростки. — Одно дело — узнавать о войне по рассказам и кинофильмам, и совсем другое — своими руками доставать из земли человеческие останки, пропускать через себя события, которые разворачивались на этом клочке земли много лет назад. И понимать, что это была не постановочная «игра в войнушку», а страшная, бесчеловечная мясорубка.

Однако никто из ребят не жалеет, что занялся поисковой деятельностью.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

— Вы знаете, родители не против наших поездок, — признается десятиклассница Елизавета Хазова. — Наоборот, они переживают, что не могут отправиться вместе с нами. А как иначе — трое моих прадедов воевали с фашистами. Поэтому для нашей семьи, как и для многих других, война не является каким-то абстрактным и далеким понятием.

Во время последней поездки 13 туймазинских поисковиков только в Киришском районе отыскали тела 12 бойцов и командиров Красной армии. Еще семь бойцов — уже в составе сводного поискового отряда республики — обнаружили в урочище Вороново Кировского района. Правда, с ходу сумели идентифицировать только одного — летчика-истребителя Григория Ярового. Согласно архивным сведениям, он не вернулся с боевого вылета 26 мая 1943 года.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Здесь же школьников ждало, пожалуй, самое тяжелое испытание за все годы поисковой деятельности. Когда ребята начали обследовать траншеи в урочище, вместе с погибшими солдатами начали все чаще попадаться останки женщин, детей… В течение нескольких дней они извлекли из земли прах около полутысячи(!) человек, переложили в гробы и организовали временное захоронение. Моральное напряжение было колоссальным. Что здесь произошло в годы войны — разбираться историкам. А поисковикам, в числе которых были и туймазинцы, пришлось выполнять самую многотрудную работу.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

— Знаете, можно сколько угодно говорить о патриотизме, моральных скрепах, которые объединяют нынешнюю молодежь. Но слова — это одно, а дело — совсем другое, — говорит председатель поискового отряда имени Х. А. Султанова Юрий Бирюзов. — Во время таких поездок подростки, среди которых немало «трудных», меняются и взрослеют на глазах. Недаром 11 добровольцев нашего района вошли в книгу «100 лучших волонтеров Башкирии». Для них поиск тех, кто пропал на войне, стал делом чести. И это действительно так — для поисковика нет большей награды, чем вернуть солдата домой. И в том, что из этих детей вырастут настоящие люди, я уверен.

Алексей ШИЛЬНИКОВ.

г. Туймазы.

СВО
1,21 млн интересуются