Художник Ян Вермеер оставил совсем немного работ – он писал всего 1-2 картины в год.
Тем удивительнее, что для сюжета своих картин он в течение десятилетий использовал одну и ту же мебель, одежду, украшения, предметы интерьера и даже одних и тех же людей как моделей. Даже один и тот же угол комнаты не раз становился местом действия нескольких картин подряд!
Вернее, это были две-три комнаты, явно из дома художника, которые засветились почти во всех его работах.
Вот, например:
Первая комната, с прямоугольным окном (заодно и на платье девушки можно внимание обратить, да и девушка точно та же самая).
Вторая комната, с витражным окном.
Третий вариант окна, с фигурными перетяжками, но без витража. Это окно большой комнаты с деревянными балками на потолке.
Четвертая комната и приятель Вермеера в качестве модели. Как вам виртуальный тур по дому нидерландского живописца?
Заметили один и тот же стул с львиными головами почти на всех картинах?
Знаменитая накидка с горностаями отметилась на шести картинах, еще более знаменитые жемчужные сережки (я думаю – из искусственного жемчуга) – на десяти.
Как писал Винсент Ван Гог своему брату, у Вермеера – похожего в этом на других голландских художников – «нет воображения, зато есть необычайный вкус и безошибочное чувство композиции».
Почему же Вермеер писал из года в год одни и те же интерьеры, одних и тех же людей все в той же одежде?
Конечно, на поверхности лежит ответ насчет того, что художник был небогат и не владел большим разнообразием «прилично» выглядящих вещей. Отчасти, это правда – хотя супруга художника и происходила из достаточно состоятельной семьи, теща Вермеера настояла перед свадьбой, чтобы приданое невесты было отделено от имущества жениха. Женщина боялась, что средства дочери будут быстро промотаны и оградила их от посягательств зятя (и поэтому Вермеер часто влезал в долги, чтобы купить дорогие пигменты для своих красок).
Вторая причина проистекает из особенности голландской и фламандской живописи 15-17 веков, в отличии от итальянской, к примеру. Это отличие сформировалось в силу разных потребителей этой живописи – если в Италии основным заказчиком картин была церковь, желающая библейских сюжетов, то в Голландии был достаточно большой «средний класс», способный позволить себе покупку небольшой картины в дом. Поэтому голландские и фландрийские художники специализировались в том числе и на бытовых сценах и натюрмортах, нравящихся бюргерам.
Картины Вермеера тоже предназначались на продажу, так что художник писал то, что точно понравится покупателям – и это были проверенные красивые вещи и самые «фотогеничные» части дома его тещи, где он жил со своей семьей. Это и есть вторая причина повторяемости – есть общепринятая схема добротной картины, есть выверенная композиция – вот и рецепт живописного шлягера.
Конечно, гений Вермеера в том, что он смог совместить продаваемость своих работ с содержательностью, остаться в выверенной формуле, но наполнить ее смыслом. Действие на его картинах сводится к минимуму, но статичные сцены маловыразительны лишь на первый взгляд.
По мелким деталям, позам, выражениям лиц можно сразу нарисовать предысторию схваченного момента, понять чувства, которые испытывает герой картины – вот женщина читает в волнении только что полученное письмо, даже отложила бусы, вот служанка отвлекла хозяйку срочным известием, и на лице дамы тревога и растерянность.
И отсюда третья причина - очень похоже, что Вермеер был «художником историй» - то есть писал серии полотен, с неким известным ему сквозным сюжетом.
Такая манера была характерна больше для итальянского искусства, но голландец несомненно был знаком с итальянской живописью. Хотя сведений о его поездках в Италию нет, известно, что однажды Вермеер участвовал вместе с другим знаменитым художником, Якобом Йордансом в оценке картин, предназначенных для аукциона.
Это были картины из огромной коллекции состоятельных амстердамских торговцев, и итальянской живописи среди этих работ тоже было много.
А вот что совсем не повторяется из картины в картину у Вермеера, так это художественные полотна, висящие на стенах его интерьеров (я нашла один повтор, но и то сомневаюсь). Похоже, дом Вермееров был культурным, и произведений искусства было там немало.
Есть мнение, что Вермеер таким образом «показывал» что-то из своих ранних работ, которые до нас не дошли, то есть занимался своеобразным автоцитированием.
Еще по теме: