Найти тему
Стив Май

Смысловое чтение в физике: "скрытые" данные

Оглавление

Первая часть о чтении текста задачи

Многие (если не все) учителя физики сталкиваются с проблемой чтения учениками текстов задач. Тому бывает много причин, и в этой статье я расскажу, как можно снять многие из них, дам пару практических рекомендаций, которые великолепно работают именно на физике. Сразу оговорюсь для любителей "зачем так усложнять": мои статьи направлены на работу с отстающими, необучаемыми учениками (в общем, с теми, кого ещё можно спасти), а не на олимпиадников (которые и без того неплохо читают).

Каждый учитель физики знает о "скрытых" данных в задачах - значениях величин, которые не написаны цифрами. Но вот научить читать такие данные бывает трудновато.

На что ориентируются ученики, читая текст задачи

В своей статье про величины я писал, что физическая величина - это сложное, комплексное понятие, и для школьника требуется серьёзное упрощение. Кратко напомню. Величина не существует сама по себе, она обязательно относится к какому-то объекту или процессу. В понятие величины входит сразу несколько вещей:

  1. Название
  2. Обозначение
  3. Единицы измерения
  4. Методика измерений
  5. Числовое значение

Мало кто из детей воспринимает это всё разом. Если попросить среднестатистического ученика привести пример величины, то можно услышать "сантиметры", "массу", "Эф" и "эта, которая амперметр". Покрывает практически весь список, кроме последнего. Вот и получается, что число в тексте и величина для них немного (или много?) расходятся.

Разумеется, при всём при этом "данным" ученик считает как раз число, записанное цифрой.

Условные обозначения

Вместо "скрытых данных" ученику можно предложить искать "условные обозначения". Всего лишь замена названия уже может привести к положительному эффекту. Но условные обозначения обязательно нужно расшифровывать, как, например, в географической карте. Выглядеть это может по-разному, я свёл в такую табличку:

Табличка "условных обозначений".
Табличка "условных обозначений".

Получилось всего около 70 формулировок на все задачники для классов с 7 по 11.

Взрослому человеку пояснять ничего не надо, а для ребёнка, скорее всего, потребуются разъяснения (даже если он говорит, что всё понятно). Но самое главное, что ключевые слова для ученика станут не просто пустыми уточнениями, а будут нести смысл. Если у него будет возможность обращаться к этому списку каждый раз при решении задач, то и значения и сами формулировки будут очень быстро запоминаться.

Вообще-то, учитель на уроке почти всегда даёт такую расшифровку. Записывая образец решения на доске, он проговаривает что-то типа "раз <начинает движение>, значит, начальная скорость равна нулю". В принципе, смысл этих слов и словосочетаний дети знают заранее, и учитель редко находит необходимым акцентировать на них внимание.

Некоторым детям везёт, и они улавливают такие обозначения как данные. Здесь важно именно распознавать, что это понадобится для решения задачи.

Для научения ребёнка "видеть" такие условные обозначения, можно дать сначала несколько "стерильных", очищенных от чисел, заданий и вопросов текстов. Разумеется, надо проследить, чтобы не было трудных обозначений (вроде пункта 10 в моём списке), чтобы таких обозначений не было много за раз (на первых порах не больше двух). Ожидаемый результат: список троек <фраза из текста> - <величина> = <значение>.

Нечисловые условные обозначения

Некоторые фразы из текстов призваны наталкивать не на числовые данные, а на конкретику ситуации. Здесь дети, бывает, упускают связь слов в предложении, и поэтому некорректно представляют себе ситуацию. А так как это самый первый этап решения задачи, успеха они не добьются. Распознать такую проблему довольно трудно, особенно, при работе с полным классом, но такие звоночки, как некорректные словоформы при пересказе, могут проявиться очень заметно. Здесь учитель физики должен разбирать с ребенком предложения по составу, рисовать стрелки к зависимым словам (разумеется, действовать должен ученик, а учитель разумно критиковать). Да, именно учитель физики, потому что связи в предложении научного текста немного отличаются от связей в художественных текстах. А на уроках русского языка проходят только художественные.

Ожидаемый результат: записано предложение, оно верно разобрано по составу, у всех существительных, глаголов и прилагательных есть стрелки, показывающие от каких слов они зависят, местоимения заменены на существительные.

Заключение

Надо ли пояснять, что аналогичные условные обозначения есть не только в физических текстах? Любой научный текст изобилует ими, но именно в физические тексты наиболее удобные для обучения. Здесь легче научить.

PS

Кстати, по поводу подмены названий. В советской литературе многие физические термины имеют более осмысленное звучание, чем в современных учебниках физики. При чём не с научной, а именно с педагогической точки зрения. Слова изменены так, чтобы при первом же знакомстве формировать ошибочный смысл у ученика.

Например, слово "плотность" воспринимается учеником как синоним слова "густота". Для большинства детей плотность зависит от расстояния между молекулами. В то же время советская терминология "удельный вес" имела куда более точный смысл как вес каждого стандартного куба из этого вещества. Второй например - "импульс" (слово, заменившее собой "количество движения") воспринимается так же как и пульсация, пульсар, пульс (периодические всплески), но ни в коем случае не связывается с движением и столкновениями.

Есть у меня стойкое ощущение, что такая подмена не случайна, что кто-то, решил максимально усложнить понимание учениками физики в школе.

-2

Наука
7 млн интересуются