Альтернативное кредитование микро-, малого и среднего бизнеса (ММСП) является многолетним драйвером развития глобальных финансовых технологий (FinTechs) в сегменте В2B. Согласно исследованию Morgan Stanley, уже в 2020 году мировой рынок онлайн-кредитования ММСП может достичь объемов в 47 млрд долл США.
Роман Лаврентьев, руководитель финансовых сервисов в Финтех стартапе PImPay, рассказывает о складывающемся рынке онлайн-кредитования ММСП и конкуренции, возникающей между традиционными финансовыми институтами и финтех-компаниями.
Кредитование было одним из первых сегментов финансов, который почувствовал на себе последствия технологической революции. Объединение финансов и технологий произвело революцию в ссудной индустрии. Сегодня компании, которым необходим доступ к капиталу, могут получить альтернативное финансирование через онлайн-платформы, использующие технологии, позволяющие быстро и эффективно удовлетворять финансовые потребности физических и юридических лиц, а кредитору получать дополнительный доход. Финтех-компании стремятся захватить все бизнес-сегменты, оставленные традиционными кредитными организациями после кризиса 2008 года. Составленный Forbes рейтинг финтех-стартапов с лучшими перспективами на 2019 год в полной мере отражает эти тенденции: два места в топ-3 по объему вложенных инвестиций сегодня занимают платформы онлайн-кредитования Affirm и Kabbage с 450 млн долл США и 489 млн долл США соответственно.
Рынок онлайн-кредитования за последние 5 лет показал стремительный рост. Только за 3 года (с 2013 по 2016 год) рынок вырос с 11 млрд долл США до 284 млрд долл США. Последние несколько лет рынок альтернативного кредитования в России рос быстрее кредитного рыка (на 30%-40% в год)[3]. И рост рынка продолжится. Так, согласно отчету, опубликованному маркетинговой компанией @Technavio, до 2022 года мировой рынок альтернативного финансирования вырастет на 21% по сравнению с уровнем 2018 года.По прогнозам Ernst & Young,доля рынка альтернативного финансирования в России к2035 году можетпревысить 37 % всего кредитного рынка.
Новая волна финтеха в последние годы отчасти обусловлена ростом сегмента микро, малых и средних предприятий (ММСП). И это вполне объяснимо. Получение доступа к финансированию является одной из самых больших проблем для ММСП. Согласно данным Всемирного банка, объем недофинансирования 400 миллионов ММСП в мире равняется 9,2 трлн долл США и еще 3,2 трлн долл США необходимы для роста сектора ММСП в целях создания рабочих мест в развивающихся странах для борьбы с бедностью. Ожидаемый в ближайшие годы рост сектора ММСП (на 137 миллионов предприятий) по всему миру вызовет спрос на кредиты на 34% или 12,4 трлн долл США (9,2 трлн долл США —спрос от существующих ММСП и 3,2 трлн долл США —от вновь созданных.
Неудовлетворенные потребности в кредитовании ММСП предоставляют огромные возможности роста для альтернативных кредиторов нового поколения и объясняют рост интересов специалистов-разработчиков к финтех-пространству. В сегменте B2Bдля ММСП среди финтех-стартапов последних 10 лет особо можно выделить LendingClub, OnDeck, Kabbage, CANCapital, Dealstruck, FundingCircle, Iwoca, Zidisha. Последние два представляют особый интерес: Iwoca часто кредитует микро-бизнес, как и Zidisha, которая кредитует микро-бизнес в развивающихся странах. В топ платформ кредитования малого бизнеса по версии LendIt Industry Awardsв 2017 году вошли[8]Ondeck, Kabbage, SmartBiz, StreetShares, Ascentium Capital, Iwoca. Самые большие деньги на рынке в руках у двух американских «единорогов» масштаба IPO — LendingClub и OnDeck, которые «зарабатывают на эффективной обработке кредита с помощью финтех-аналитики». Цифровым финансированием малого и среднего бизнеса в сфере торговли довольно успешно занимаются много американских и европейских компаний, некоторые из них довольно зрелые, но не такие крупные, как представленные выше. Orbian, PrimeRevenue, Taulia, C2FO, Remitia, OxygenFinance, ReceivablesExchange, PlatformBlack, MarketInvoice, Tradeshift, Tungsten, Networkзанимаются финансированием цепочки поставок, финансирование кредиторской и дебиторской задолженности, предлагая более низкие процентные ставки для ММСП.
Кажется невероятно заманчивым воспользоваться рыночной конъюнктурой и встряхнуть «унылую» банковскую индустрию с ее традиционными финансовыми продуктами, отстающими от требований рынка и развивающихся технологий. Традиционные банки пытаются следовать этому тренду, но ввиду необходимости серьезных трансформаций унаследованных систем и процессов их перспективы в сегменте онлайн-кредитования ММСП пока неясны. В интервью Forbes, Роб Фровейн (RobFrohwein), генеральный директор кредитной платформы Kabbage, заявил: «…дело не в том, что банки не хотят финансировать микро- и малый бизнес или это сложно и дорого. Дело в том, что расходы банков на выдачу и облуживание кредита одинаковы вне зависимости от его суммы: будь то 5 тыс или 5 млн долларов». Это, однако, не меняет того факта, что запуск стартапов в этой сфере сопряжен со значительными трудностями. Только быстрорастущим лидерам рынка с простыми и понятными для инвестора бизнес-моделями удалось обойти многочисленных конкурентов и добиться успеха. Остальные альтернативные кредиторы ММСП, по мнению главы Barclays Business Banking Яна Рэнда (AynRand), уготовано банкротство, как и британскому финтех-стартапа Wonga. Одной из причин провала стартаперов становится конкуренция с финансовыми институтами.
Финтех-компании стремятся решить проблемы в финансовой индустрии. Такие вещи, как неудобства банковского обслуживания, неэффективное использование больших данных финансовыми институтами и отсутствие устойчивой модели взаимодействия с клиентами, сегодня дают шанс финтех-стартапам отстроится от конкурентов- финансовых институтов и захватить свою долю рынка. Но парадигма «двигайся быстро и ломай старое ради нового» не всегда работает в такой «зарегулированной» сфере как финансы. Многие стартаперы считают, что им необходимо конкурировать с финансовыми институтами. Стартапы Fintech привносят гибкость и технологические ноу-хау, и они считают, что этого достаточно для победы на рынке. Однако устаревшие финансовые институты обеспечивают ресурсы и эффективность процессов, которые оттачивались десятилетиями.
Понимание новых технологических реалий, формирование адекватных управленческих установок и совершенствование применяемых процедур оценки рисков позволяет банкам и аффилированным с ними компаниям трансформировать собственные бизнес-модели для захвата своей доли в сегменте онлайн-кредитования ММСП. По мере расширения доступа и совершенствования технологий банки удвоили свои усилия, пытаясь опередить технологическую кривую и, что еще важнее, постоянно растущие ожидания своих клиентов. Недавнее исследование ISG Index ™ показывает, что большинство крупных банков увеличили свои расходы на технологии. Некоторые банки создали инновационные фонды, чтобы спонсировать финтех-стартапы или приобретать их. Другие сотрудничают с финтех-компаниями, постепенно подключая их к своей расширяющейся экосистеме. В качестве примера можно привести сотрудничество онлайн-платформы Kabbage и Scotiabank. Так что рано или поздно мы можем увидеть новых лидеров рынка в сегменте альтернативного кредитования для ММСП, которые не испытывают проблем с регулированием и бизнес-моделями.
Таким образом, не существует никаких сомнений в том, что финтех является одним из самых преобразующих платформ для владельцев ММСП в 21 веке. В этом сегменте для финтеха всё только начинается – индустрия находится на подъёме и предлагает нам всё больше перспективных компаний с интересными бизнес-моделями.
Благодаря наиболее совершенным процессам кредитования, финтех-компании предоставляют ММСП гарантированное освобождение от ставших традиционными финансовых проблем, а также способствует сокращению неформального кредитного рынка, где частные кредиторы привыкли взимать непомерные процентные ставки с ничего не подозревающих заемщиков, заманивая их в замкнутые циклы кредитования. Благодаря своей цифровой природе, это прозрачная финансовая среда помогает ММСП присоединиться к мейнстриму. Поэтому финтех стал важной опорой национального строительства в развитых государствах, где до 45% вклада в ВВП обеспечивают ММСП.
Очевидно, что финтех-стартапы и финансовые институты могут работать вместе и получать взаимную выгоду. Успешной стратегией развития для стартапа может стать партнерство вместо конкуренции. «Традиционные» финансовые институты могут выступать как акселераторы, которые могут повысить выживаемость стартапа и вывести бизнес на новый экономический уровень.