Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

История делаваров. Война Текумсе и переезд за Миссисипи

Оглавление

На рубеже 18 и 19 веков главным вождем делаваров в Индиане был избран Тетепачксит из клана черепах. Из-за постоянного давления американцев у него была неблагодарная работа. С одной стороны он был вынужден постоянно договариваться с белыми и идти на уступки, с другой стороны собственный народ требовал прекратить посягательства на их земли.

В 1803 году делавары уступили часть своей земли на юге Индианы, это создало проблемы с майами, которые позволили поселиться здесь чужакам с востока после 1795 года. Майями считали эту территорию своей и были кране недовольны уступкой. Поэтому американцам пришлось еще раз договариваться с обеими племенами в 1806 году.

Пророк

Тем временем белые поселенцы без всяких договоров пересекали границу фронтира и селились, где им заблагорассудится. Правительство, конечно, делало попытки остановить поток колонистов, но все было тщетно.

Общее чувство несправедливости и угрозы существования стало подходящим временем для появления Пророка. В 1805 году шауни по имени Лалаветика получил мощное видение, после чего он изменил свое имя на Тенскватава (Открытая дверь).

Тенскватава
Тенскватава

Его учение было подобно проповедям другого индейского пророка - Неолина, которые служили идеологической основой восстания Понтиака в 1763 году. Тенскватава призывал отказаться от европейских товаров, перейти к традиционным ценностям, объединиться и изгнать белых захватчиков. Однако, было и новшество - всех несогласных убивали как предателей и колдунов.

Братом Нестакавы был знаменитый вождь шауни - Текумсе, знаменитый оратор и военный лидер своего племени. Мечтой Текумсе была идея объединить все индейские племена, чтобы противостоять дальнейшей экспансии белых. Для этого Текумсе требовалось заручиться поддержкой Виандотов (гуронов) - хранителей огня совета племен Западной Конфедерации, и Делаваров - "дедушек" всех алгонкинских племен.

Охота на ведьм

Учение Тенскватавы и идеология Текумсы легли в благодатную почву среди племен населяющих современные Индиану, Иллинойс, Мичиган и Висконсин. Результаты были смертельны. В марте 1806 года делавары из числа последователей Пророка начали убивать "молящихся" индейцев-христиан , обвиняя их в колдовстве.

Пророк и несогласные с Пророком
Пророк и несогласные с Пророком

Несмотря на то, что Тетепачксит не был христианином, он схвачен собственным сыном и сожжен до смерти. Другой пожилой вождь делаваров Хокингпомса, едва избежал той же участи. Когда в апреле 1806 года охота на ведьм в племени делаваров закончилась, руководство племенем перешло перешло к Уильяму Андерсону (Кеклауенунду), человеку, который категорически не принимал идей Текумсе и Пророка.

Влияние Текумсе среди индейцев росло, на волне собственного успеха и популярности в 1808 году вождь шауни получил обещание поддержки от британцев из Канады. У Текумсе росла уверенность в собственных силах.

Когда в 1809 году «вожди мира» подписали договор в Форте-Уэйн, уступив более 3 000 000 акров южной Индианы и Иллинойса, Текумсе денонсировал этот договор и пригрозил смертью, подписавшим документ вождям, а губернатору территории Индиана Уильяму Генри Харрисоу сообщил, что положения договора никогда не будут выполнены.

В 1810 последователи Пророка казнили вождя виандотов Кожаные Губы. Такой акт вызвал неоднозначную реакцию в племени. Вожди виандотов из партии мира призывали объявить Тенскватаву колдуном, а вождь партии войны Круглая Голова присоединился с частью племени к Текумсе.

Без единодушного согласия виандотов и делаваров Текумсе был вынужден создать свою собственную коалицию среди племен западных Великих озер. Со временем он наберет под свое начало почти 3000 воинов, но этого окажется недостаточно. В 1811 году Текумсе отправился на юг, чтобы заключить союз с Чокто, Крик и Чероки. Во время его отсутствия Харрисон напал и сжег столицу шауни Пророктаун (Типпекано).

Бой у Типекано
Бой у Типекано

Война 1812

Из-за территориальных и политических разногласий, усугубленных принудительной вербовкой граждан США на британские военные корабли, в 1812 между Британией и Соединенными Штатами была объявлена война. Учитывая, что большая официальной границы между США и Британской Канадой шли по территории туземных племен, они поневоле были втянуты в эту разборку белых.

Резня на реке Изюм, 27 января 1813 года
Резня на реке Изюм, 27 января 1813 года

В начале войны большинство делаваров, шауни и виаандотов оставались нейтральными или поддерживали американцев. После смерти вождя Маленькая Черепаха в июле 1812 года племя майами присоединилось к Текумсе и отправили военный пояс к делаварам, который, впрочем, Уильям Андерсон не принял.

По началу США проигрывали войну на западе. Британцы и индейцы захватили Детройт и еще несколько других фортов. В 1813 году американцы перегруппировались и набрали новые войска, командование принял губернатор Индианы Харрисон. В начале 1813 года он занял верховья Сандаски и депортировал большую часть делаваров из Индианы в Пиква, штат Огайо "для собственной безопасности".

Кроме делаваров, в Пиква для "собственной безопасности" находилось еще около 10 000 индейцев. Враг был лишен потенциальных рекрутов и летом 1813 года Харрисон начал наступление. После победы командора Перри на озере Эри над британским флотом, линии снабжения англичан на Западе были перерезаны.

Битва на реке Темза. Очень сильно мифологизированный вариант из фильма Текусе-последний воин
Битва на реке Темза. Очень сильно мифологизированный вариант из фильма Текусе-последний воин

Харрисон захватил Детройт и вторгся в пределы Канады, преследуя отступающий британский отряд и индейцев Текумсе. 5 октября 1813 году на реке Темза в окрестностях деревни делаваров-христиан Моравиантаун состоялся бой, в котором погиб надежда и опора всего индейского дела - Текумсе, британцы были разбиты,а американцы за одно еще и сожгли Моравиантаун мирных делаваров.

В 1814 году делавары вернулись из Пиква в Индиану, где к ним присоединилась группа могикан-стокбриджей из штата Нью-Йорка. В июле они подписали второй Гринвиллский договор, когда индейские союзники Британии (кикапу, майами, оттава и потаватоми) прекратили боевые действия с США.

Переезд за Миссисипи

11 декабря 1816 года Индиана стала 19-м штатом США и сразу же начала оказывать давление на федеральное правительство с целью удаления коренных американцев со своей территории. Два столетия борьбы против европейского наступления через Северную Америку стоили делаварам 90% их первоначального населения и оставили племя рассеянным от Техаса до Канады.

Карта принудительной миграции делаваров (синий цвет) и др. племен
Карта принудительной миграции делаваров (синий цвет) и др. племен

1000 делаваров, живших в Индиане не сомневались, чем закончится конфронтация с молодым штатом и, согласно договору в Св. Марии в октябре 1818 года, они уступил свои земли в Индиане и согласились переехать к западу от Миссисипи.

Между 1820 и 1822 годами делавары покинули Индиану и переехали на Джеймс Форк на Белой реке, юго-запад современного штата Миссури. Еще 100 делаваров оставались на Востоке в небольшой резервации Пайптаун в верховьях Сандаски, штат Огайо. В 1830 их осталось только 30 и они переехали к своим родственникам в Канзас.

Могиане-стокбридж оставались в Индиане до 1834 года, когда наконец уехали в Висконсин в резервацию манси. В 1856 году для стокбриджей, индейцев-браттон и манси была создана отдельная резервация на земле, купленной у Меномини.

"Тропа слез чероки" , общие причины переселения у этих  индейцев были аналогичны всем остальным племенам востока
"Тропа слез чероки" , общие причины переселения у этих индейцев были аналогичны всем остальным племенам востока

Заблудшие делавары

В прошлой части, я упоминал о том, что часть делаваров покинула Огайо в 1784-88 годах и переехала на западный берег Миссисипи, в последствии им было дано прозвище "заблудшие делавары", т.к. они долгое время жили вне основного племени.

Заблудшие делавары оставались в своей деревне на Мысе Жирардо в Миссури до 1807 года, когда этот район начал заселяться американскими переселенцами. К 1815 году большая часть индейцев с Мыса Жирардо, делавары и шауни, отправилась в Техас, где испанское правительство приветствовало их в качестве буфера против набегов команчей.

Если вы только начали знакомится с историей делаваров, то советую прочитать предыдущие статьи этого цикла: