На рубеже 18 и 19 веков главным вождем делаваров в Индиане был избран Тетепачксит из клана черепах. Из-за постоянного давления американцев у него была неблагодарная работа. С одной стороны он был вынужден постоянно договариваться с белыми и идти на уступки, с другой стороны собственный народ требовал прекратить посягательства на их земли.
В 1803 году делавары уступили часть своей земли на юге Индианы, это создало проблемы с майами, которые позволили поселиться здесь чужакам с востока после 1795 года. Майями считали эту территорию своей и были кране недовольны уступкой. Поэтому американцам пришлось еще раз договариваться с обеими племенами в 1806 году.
Пророк
Тем временем белые поселенцы без всяких договоров пересекали границу фронтира и селились, где им заблагорассудится. Правительство, конечно, делало попытки остановить поток колонистов, но все было тщетно.
Общее чувство несправедливости и угрозы существования стало подходящим временем для появления Пророка. В 1805 году шауни по имени Лалаветика получил мощное видение, после чего он изменил свое имя на Тенскватава (Открытая дверь).
Его учение было подобно проповедям другого индейского пророка - Неолина, которые служили идеологической основой восстания Понтиака в 1763 году. Тенскватава призывал отказаться от европейских товаров, перейти к традиционным ценностям, объединиться и изгнать белых захватчиков. Однако, было и новшество - всех несогласных убивали как предателей и колдунов.
Братом Нестакавы был знаменитый вождь шауни - Текумсе, знаменитый оратор и военный лидер своего племени. Мечтой Текумсе была идея объединить все индейские племена, чтобы противостоять дальнейшей экспансии белых. Для этого Текумсе требовалось заручиться поддержкой Виандотов (гуронов) - хранителей огня совета племен Западной Конфедерации, и Делаваров - "дедушек" всех алгонкинских племен.
Охота на ведьм
Учение Тенскватавы и идеология Текумсы легли в благодатную почву среди племен населяющих современные Индиану, Иллинойс, Мичиган и Висконсин. Результаты были смертельны. В марте 1806 года делавары из числа последователей Пророка начали убивать "молящихся" индейцев-христиан , обвиняя их в колдовстве.
Несмотря на то, что Тетепачксит не был христианином, он схвачен собственным сыном и сожжен до смерти. Другой пожилой вождь делаваров Хокингпомса, едва избежал той же участи. Когда в апреле 1806 года охота на ведьм в племени делаваров закончилась, руководство племенем перешло перешло к Уильяму Андерсону (Кеклауенунду), человеку, который категорически не принимал идей Текумсе и Пророка.
Влияние Текумсе среди индейцев росло, на волне собственного успеха и популярности в 1808 году вождь шауни получил обещание поддержки от британцев из Канады. У Текумсе росла уверенность в собственных силах.
Когда в 1809 году «вожди мира» подписали договор в Форте-Уэйн, уступив более 3 000 000 акров южной Индианы и Иллинойса, Текумсе денонсировал этот договор и пригрозил смертью, подписавшим документ вождям, а губернатору территории Индиана Уильяму Генри Харрисоу сообщил, что положения договора никогда не будут выполнены.
В 1810 последователи Пророка казнили вождя виандотов Кожаные Губы. Такой акт вызвал неоднозначную реакцию в племени. Вожди виандотов из партии мира призывали объявить Тенскватаву колдуном, а вождь партии войны Круглая Голова присоединился с частью племени к Текумсе.
Без единодушного согласия виандотов и делаваров Текумсе был вынужден создать свою собственную коалицию среди племен западных Великих озер. Со временем он наберет под свое начало почти 3000 воинов, но этого окажется недостаточно. В 1811 году Текумсе отправился на юг, чтобы заключить союз с Чокто, Крик и Чероки. Во время его отсутствия Харрисон напал и сжег столицу шауни Пророктаун (Типпекано).
Война 1812
Из-за территориальных и политических разногласий, усугубленных принудительной вербовкой граждан США на британские военные корабли, в 1812 между Британией и Соединенными Штатами была объявлена война. Учитывая, что большая официальной границы между США и Британской Канадой шли по территории туземных племен, они поневоле были втянуты в эту разборку белых.
В начале войны большинство делаваров, шауни и виаандотов оставались нейтральными или поддерживали американцев. После смерти вождя Маленькая Черепаха в июле 1812 года племя майами присоединилось к Текумсе и отправили военный пояс к делаварам, который, впрочем, Уильям Андерсон не принял.
По началу США проигрывали войну на западе. Британцы и индейцы захватили Детройт и еще несколько других фортов. В 1813 году американцы перегруппировались и набрали новые войска, командование принял губернатор Индианы Харрисон. В начале 1813 года он занял верховья Сандаски и депортировал большую часть делаваров из Индианы в Пиква, штат Огайо "для собственной безопасности".
Кроме делаваров, в Пиква для "собственной безопасности" находилось еще около 10 000 индейцев. Враг был лишен потенциальных рекрутов и летом 1813 года Харрисон начал наступление. После победы командора Перри на озере Эри над британским флотом, линии снабжения англичан на Западе были перерезаны.
Харрисон захватил Детройт и вторгся в пределы Канады, преследуя отступающий британский отряд и индейцев Текумсе. 5 октября 1813 году на реке Темза в окрестностях деревни делаваров-христиан Моравиантаун состоялся бой, в котором погиб надежда и опора всего индейского дела - Текумсе, британцы были разбиты,а американцы за одно еще и сожгли Моравиантаун мирных делаваров.
В 1814 году делавары вернулись из Пиква в Индиану, где к ним присоединилась группа могикан-стокбриджей из штата Нью-Йорка. В июле они подписали второй Гринвиллский договор, когда индейские союзники Британии (кикапу, майами, оттава и потаватоми) прекратили боевые действия с США.
Переезд за Миссисипи
11 декабря 1816 года Индиана стала 19-м штатом США и сразу же начала оказывать давление на федеральное правительство с целью удаления коренных американцев со своей территории. Два столетия борьбы против европейского наступления через Северную Америку стоили делаварам 90% их первоначального населения и оставили племя рассеянным от Техаса до Канады.
1000 делаваров, живших в Индиане не сомневались, чем закончится конфронтация с молодым штатом и, согласно договору в Св. Марии в октябре 1818 года, они уступил свои земли в Индиане и согласились переехать к западу от Миссисипи.
Между 1820 и 1822 годами делавары покинули Индиану и переехали на Джеймс Форк на Белой реке, юго-запад современного штата Миссури. Еще 100 делаваров оставались на Востоке в небольшой резервации Пайптаун в верховьях Сандаски, штат Огайо. В 1830 их осталось только 30 и они переехали к своим родственникам в Канзас.
Могиане-стокбридж оставались в Индиане до 1834 года, когда наконец уехали в Висконсин в резервацию манси. В 1856 году для стокбриджей, индейцев-браттон и манси была создана отдельная резервация на земле, купленной у Меномини.
Заблудшие делавары
В прошлой части, я упоминал о том, что часть делаваров покинула Огайо в 1784-88 годах и переехала на западный берег Миссисипи, в последствии им было дано прозвище "заблудшие делавары", т.к. они долгое время жили вне основного племени.
Заблудшие делавары оставались в своей деревне на Мысе Жирардо в Миссури до 1807 года, когда этот район начал заселяться американскими переселенцами. К 1815 году большая часть индейцев с Мыса Жирардо, делавары и шауни, отправилась в Техас, где испанское правительство приветствовало их в качестве буфера против набегов команчей.
Если вы только начали знакомится с историей делаваров, то советую прочитать предыдущие статьи этого цикла:
- Первая часть -Знакомство с племенем Делаваров- язык, культура и т.д.
- Вторая часть - Первое знакомство с европейскими ценностями.
- Третья часть - Войны свиней, персиков, бобров и вампумов
- Четвертая часть - Черные годы
- Шестая часть - Между трех огней
- Седьмая часть - Делавары "снимают юбки"
- Десятая часть - От Парижского мира до Войны Маленькой Черепахи