Найти в Дзене
Татьяна суфиянова

Формирование первоначальной стоимости основного средства – пошаговая инструкция

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Компания купила у поставщика следующие активы (стоимость активов включает НДС 20%):

Здание офиса – 1 100 000 рублей,

Мебель – 400 000 рублей,

Персональные компьютеры – 1 200 000 рублей,

Земельный участок – 2 000 000 рублей,

Объект природопользования – 350 000 рублей.

В задаче не уточнено конкретное количество той же мебели, компьютеров. Поэтому, мы будем относить эти расходы на основные средства.

По условиям задачи компания для целей приобретения активов потратила денежные средства на следующие мероприятия:

  • Услуги транспортной компании – 600 000 рублей,
  • Услуги оценочной компании – 300 000 рублей,
  • Услуги консультанта (логистика) – 250 000 рублей,
  • Услуги по сборке оборудования – 210 000 рублей.
-2

По условиям задачи не обозначено, по каким активам были произведены сборка, доставка. Но предположим, что доставка была по мебели и персональным компьютерам; оценка была использована в отношении земельного участка и здания офиса, объекта природопользования; услуги по сборке относились к мебели.

Задача наша – разнести все данные по счетам бухгалтерского учета, сформировать первоначальную стоимость основных средств для целей бухучета и ввести основные средства в эксплуатацию.

Первое, на что следует обратить внимание, это – учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета.

В бухучете расходы на оценку имущества, логистику организация вправе учесть в первоначальной стоимости основных средств или единовременно включить в расходы. В налоговом учете такие расходы относятся к прочим.

В бухгалтерском учете перечень расходов, которые включают в первоначальную стоимость основного средства, является открытым. Поэтому организация имеет право принять решение о порядке учета расходов на оценку имущества самостоятельно и закрепить его в учетной политике.

Давайте предположим, что в нашей компании по условиям учетной политики для целей БУ в первоначальную стоимость основных средств входят и затраты по доставке, и затраты по логистике, и расходы на оценку имущества.

Теперь нам необходимо расходы на доставку, логистику, оценку распределить между объектами основных средств. Как это правильно сделать?

Законодательно порядок распределения затрат на доставку и услуги посредника по нескольким основным средствам не установлен.

Поэтому если транспортные расходы и услуги посредника связаны с приобретением нескольких основных средств, то порядок распределения данных затрат между основными средствами вы можете разработать самостоятельно.

Наши затраты возможно распределить пропорционально стоимости каждого основного средства. Такой способ распределения компания должна обязательно отразить в учетной политике для целей бухучета.

Распределим услуги по доставке 600 000 рублей (в том числе НДС 20%).

Расходы по доставке без НДС = 500 000 рублей.

Сумма входящего НДС = 100 000 рублей.

Сумма 500 000 рублей будет распределяться между персональными компьютерами и мебелью, так как иные объекты основных средств не надо было транспортировать.

Итак, мы имеем 400 000 рублей мебель и 1 200 000 компьютеры, включая сумму НДС 20%.

Мебель без учета НДС = 333 333.

НДС по мебели = 66 667.

Компьютеры без учета НДС = 1 000 000.

НДС по компьютерам = 200 000.

Получается, что 1/3 часть транспортных расходов будет включаться в стоимость мебели, а 2/3 – на стоимость компьютеров.

Стоимость мебели = 333 333 + 1/3 от 500 000 = 333 333 + 166 667 = 500 000 рублей.

Стоимость ПК = 1 000 000 + 2/3 от 500 000 = 1 000 000 + 333 333 = 1 333 333 рублей.

Далее, мы имели дело со сборкой. Собирать можно мебель, остальные объекты основных средств сборки не требуют. Расходы по сборке:

Без учета НДС = 175 000 рублей.

НДС по сборке = 35 000 рублей.

Мы получаем стоимость мебели уже 500 000 + 175 000 = 675 000 рублей.

Теперь мы должны распределить расходы на логистику и оценку между тремя объектами: это здание, участок и объект природопользования. Получается, что общая сумма расходов без учета НДС = 250 000 (оценка) + 208 333 (логистика) = 458 333 рублей.

Найдем процент распределения:

-3

458 333 х 31,88% = 146 116 – расходы по оценке и логистике на здание,

458 333 х 57,97% = 265 695 – расходы по оценке и логистике на участок,

458 333 х 10,15% = 46 522 – расходы по оценке и логистике на ОП.

После распределения всех затрат мы получаем следующие первоначальные стоимости объектов ОС:

Здание = 1 062 783 рублей,

Мебель = 675 000 рублей,

Персональные компьютеры – 1 333 333 рублей,

Земельный участок – 1 932 362 рублей,

Объект природопользования – 338 189 рублей.

Итого – общая стоимость ОС = 5 341 667 рублей.

А теперь сделаем проводки:

1) Купили у поставщика объекты недвижимости, мебель, компьютеры

Дебет 08

Кредит 60 на сумму 4 208 334 рублей.

Дебет 19.НДС

Кредит 541 666 рублей (входящий НДС от поставщика).

2) Расходы посредников отнесли на первоначальную стоимость ОС

Дебет 08

Кредит 60 на сумму 1 133 333 рублей

Дебет 19.НДС

Кредит 60 226 667 (входящий НДС от поставщика-посредника).

3) Ввели наши основные средства в эксплуатацию

Дебет 01

Кредит 08 – 5 341 667

4) Поставили входящий НДС на вычет в книгу покупок

Дебет 68.НДС

Кредит 19.НДС 768 333.

А вот по каждому отдельному объекту ОС будут следующие расчеты:

Первоначальная стоимость

Здание = 1 062 783 рублей,

Мебель = 675 000 рублей,

Персональные компьютеры – 1 333 333 рублей,

Земельный участок – 1 932 362 рублей,

Объект природопользования – 338 189 рублей.

На каждый объект заведена инвентарная карточка и составлен акт ввода в эксплуатацию.