Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (02.01). Сравнение одномоторных истребителей

Оглавление
Иллюстрации взяты из открытых источников
Иллюстрации взяты из открытых источников

Хотя в грандиозной «Битве за Британию» осени 1940 г германским командованием была сделана ставка на ударную авиацию (ведь маршал Геринг безапелляционно пообещал Гитлеру «выбомбить Великобританию из войны»), главную роль в исходе этой битвы сыграли все же истребители. Шедшие на Англию армады германских бомбардировщиков действительно могли бы «перемешать с землей» все оборонительные укрепления, военные и промышленные объекты англичан, перетопить их флот, если бы не яростное противодействие этим налетам британских истребителей. Именно английские истребители в силу своих возможностей старались не позволить немцам прицельно сбрасывать на объекты бомбы; они постепенно «выбивали» ударную силу Люфтваффе, раз за разом уменьшая количество бомбовозов противника, способных подняться в воздух для новых налетов. И спасти немецкие бомбардировщики от уничтожения могли только истребители немцев, отвлекавшие на себя британские истребители и связывавшие их боем. Поэтому основной формой воздушных боев Битвы за Британию были ожесточенные «собачьи свалки» немецких и английских истребителей, от исхода которых и зависело, смогут ли германские ударные самолеты успешно отбомбиться по объектам, намеченным к уничтожению.

Британская истребительная авиация:

К началу Битвы за Англию истребительные эскадрильи RAF имели на вооружении 5 типов самолетов этого класса. К легким истребителям относились Супермарин «Спитфайр» Мк.I, Хаукер «Харрикейн» Мк.I и Глостер «Гладиатор». К классу тяжелых истребителей принадлежали Болтон Пол «Дифайнт» Мк.I и Бристоль «Бленхейм» Мк.IF. Наиболее современными и удачными были два первых типа; они и сыграли в «Битве» главную роль. «Гладиатор» являлся безнадежно устаревшим бипланом, совершенно неспособным противостоять Мессершмиттам (что доказали бои во Франции), и потому в Битве за Англию он не применялся. А тяжелые истребители, имевшие более низкую скорость и недостаточную маневренность, в дневных боях участвовали недолго. Из-за больших потерь их уже в сентябре перевели в «ночники» (но подробнее о британских «тяжеловесах» будет рассказано в следующей статье).

Германская истребительная авиация («Jagdwaffe»):

Германские Ягдваффе отличались хорошей унификацией истребителей. Основным типом этого класса являлся самолет Мессершмитта Bf.109Е (из-за маркировки «Е» немцы дали этому истребителю прозвище «Эмиль»). К концу «Битвы» у немцев стали появляться первые самолеты новой, более скоростной модификации Bf.109F(«Фридрих»).

К тяжелым истребителям относились двухмоторные Мессершмитты Bf.110 (так называемые Zerstorer - «Разрушители»). Эти самолеты, задуманные как истребители сопровождения бомбардировщиков, имели большую дальность полета, и высокую огневую мощь. Однако их маневренность оставляла желать лучшего, и в самый разгар сражения германское командование перенацелило эти самолеты на штурмовые удары (подробнее – тоже в следующей статье).

Таким образом, основными истребителями противников в Битве за Англию выступили: с немецкой стороны – Мессершмитты Bf.109Е, а с британской – «Харрикейны» и «Спитфайры».

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf.109E

-2

В Битве за Англию участвовали 25 истребительных Групп (полков), оснащенных самолетами Мессершмитт Bf.109E. В этих частях имелось две версии «Эмиля» – Bf.109E-3 и Bf.109E-4. Новая «четверка» отличалась от старой «тройки» несколько усиленным мотором и более высокой скоростью; к тому же она была лучше защищена (Bf.109E-3 имел только бронеспинку кресла пилота, а на Bf.109E-4 кроме нее стояло бронестекло в фонаре кабины и дополнительная бронеплита за бронеспинкой). Оба «Эмиля» превосходили истребители противника как в скорости, так и в скороподъемности, что позволяло им успешно вести бои на вертикалях. Поэтому основным приемом Мессершмиттов-109 была атака противника на пикировании с превосходящей высоты и новый уход наверх со стремительным отрывом от преследования. Система непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя «Даймлер-Бенц» DB-601 давала преимущество «Мессеру» перед самолетами RAF во время выполнения энергичных эволюций при огромных перегрузках - в те моменты, когда «Мерлины» «Харрикейнов» и «Спитфайров» задыхались, «Даймлер-Бенцы» бесперебойно работали на полных оборотах. Недостатком Bf-109 была относительно малая (по сравнению с британскими истребителями) горизонтальная маневренность; причем в этом Мессершмитт уступал как «Спитфайру», так и «Харрикейну». Другим недостатком Bf.109 была малая дальность полета, что ограничивало время пребывания немецких истребителей над Лондоном всего до нескольких минут.

Пушечное вооружение германских истребителей давало Мессершмитту значительное огневое преимущество перед вражескими самолетами. Тем не менее, условия боев над Англией не позволили немцам полностью реализовать этот козырь. Ведь при массовых схватках в большой тесноте и непрерывном выполнении крутых маневров, когда истребители противника стремительно промелькивают на близких дистанциях и тут же выскальзывают из прицела, стрельба из малоскорострельных авиапушек была непростым делом, и процент промахов оказался довольно велик.

В целом же Bf.109 был очень опасным для противника самолетом, способным уничтожить любой современный ему истребитель. Он обладал значительными преимуществами перед «Харрикейном», единственным шансом которого нивелировать превосходство Мессершмитта был переход к маневрированию по горизонтали, так как вираж британского истребителя был несколько короче, чем у немецкого. Тем не менее, некоторые хорошо обученные английские пилоты могли и на «Харрикейнах» довольно успешно бороться с Мессершмиттами и побеждать их: в поединках «Харрикейнов» с Bf.109 британцы потеряли 272 «Харрикейна», а немцы - 153 «Мессера».

Значительно труднее Мессершмитту-109 было справиться с новым британским истребителем «Спитфайр», так как оба эти самолета имели очень близкие качества. Преимущества Bf.109 над «Спитом» выявлялись лишь на высотах свыше 6000 метров, тогда как большинство боев «Битвы за Англию» проходили на высотах от 4000 до 6000 метров (ведь именно на этих высотах действовали немецкие бомбардировщики). В результате в схватках «Мессеров» и «Спитфайров» британцы потеряли 213 «Спитов», а немцы - 180 Bf.109.

Британский истребитель Хаукер «Харрикейн» Мк.I

-3

К моменту начала 2-й Мировой войны «Харрикейн» уже был самолетом «не первой молодости»; достоинства и недостатки его конструкции были прекрасно известны не только пилотам RAF, но и их противникам. Участие «Харрикейна» в схватках над Францией окончательно утвердило немцев во мнении, что «Харрикейн» не является грозным противником, и многие германские асы считали эту машину прекрасным объектом для уничтожения.

В Битве за Англию «Харрикейны» состояли на вооружении большинства истребительных частей RAF: в начале германского наступления немцам противостояли 30 Эскадронов «Харрикейнов», в ходе сражения к ним присоединились еще 8 Эскадронов, оснащенных этими самолетами. Командование планировало использовать «Харрикейны» главным образом для уничтожения бомбардировщиков, в то время как «Спитфайрам» отводилась роль основного противника Мессершмиттов. Однако на практике такое «разделение труда» оказалось трудновыполнимым, и «Харрикейнам» пришлось бороться как с бомбардировщиками, так и с истребителями врага.

Благодаря хорошей маневренности и очень быстрому реагированию рулей на движения ручки управления, «Харрикейны» добились довольно хороших результатов: около 80% британских воздушных побед в Битве за Англию было одержано именно на этих машинах. Большим достоинством «Харрикейна» была высокая устойчивость его конструкции по отношению к повреждениям: крепкие крыло и фюзеляж позволяли «Харрикейну» выдерживать большое количество прострелов. Многие пилоты были обязаны жизнью этому достоинству самолета фирмы «Хаукер».

Британский истребитель Супермарин «Спитфайр» Мк.I

-4

В Битве за Англию британцы смогли выставить против немцев 19 Эскадронов «Спитфайров». Этот новейший английский истребитель по своей изворотливости и маневренности походил на «Харрикейн»; во всем остальном Супермарин «Спитфайр» приближался к основному истребителю противника Мессершмитту Bf.109, уступая ему только в скороподъемности и стремительности пикирования. Недостатком «Спитфайра» была слабая конструкция крыла, делавшая этот самолет менее живучим, чем «Харрикейн». Еще одним серьезным недостатком «Спита» по сравнению с «Мессом» была уже упоминавшаяся выше особенность: у британской машины происходил сбой работы двигателя при энергичных эволюциях с большими перегрузками. Отрицательную роль в бою играло и то, что винт Гамильтона имел только 2 варианта положения лопастей - «старт» и «нормальный полет». Из-за этого в бою у «Спитфайра» случалась либо перегрузка двигателя, либо недобор мощности при выполнении сложной эволюции. Благодаря этим недостаткам опытный пилот Мессершмитта получал возможность «переиграть» верткого «Спита» на маневрировании и сбить его. Нужно сказать, что британцы довольно быстро усвоили полученный боевой опыт, и на заключительной фазе «Битвы» начали поставлять в войска новую модификацию «Спитфайр» Mk.II, на которой винт Гамильтона был заменен на автоматически регулирующийся винт «Ротол», что значительно улучшило боевые качества «Спитфайра». Так же на этой версии они модифицировали карбюратор самолета, что благоприятно сказалось на работе двигателя в боевых условиях.

Во время Битвы за Англию воздушные поединки происходили чаще всего на средних высотах (от 4000 до 6000 метров), так как именно на этих высотах в то время работали бомбардировщики. И в схватках на средних высотах «Спитфайр» и Мессершмитт-109 показали себя примерно равными противниками, не имевшими друг над другом заметных преимуществ. Исход воздушных боев между этими машинами решали только опыт, выучка и упорство людей, находившихся за их штурвалами.

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Битва за Англию (02.02). Сравнение тяжелых истребителей

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!