Найти в Дзене
Fisherwolf

Речка Боровка

Эту мелководную извилистую лесную речушку никто из рыбаков в нашем поселке всерьез не воспринимал. Ну, бывало, по весне, сразу после схода льда, когда вода в речке ещё бурлила мутными потоками, ставили на берегах «закидушки» с тяжелыми грузами и наживкой из пучка толстых «навозников» на всю ночь, в надежде поймать налима. Иногда получалось, но налим более килограмма попадался очень редко.

Чуть позже, когда плотва (сорожка по нашему) шла в эту речушку на нерест из реки Баранча, случалось скопление до полусотни рыбаков разного возраста, почти «друг на друге» по берегам ее устья. Но и уловы красноглазой «икрянки» в эти 3-5 дней нерестового хода были не маленькими. Ну и поздней осенью, ближе к ледоставу, в низовьях речушки ночами бродили с шахтерскими карбидными фонарями любители остроги в поисках налима и щуки. У нас такой метод добычи рыбы назывался «лучение».

Зимой, когда речушка вся покрывалась льдом даже на перекатах, никто не пытался в это время что-нибудь там ловить. А летом в неглубоких омутках и на перекатах частенько можно было увидеть стайки небольших ельчиков, пескариков, а под камнями и в подводных норах по берегам попадались налимчики. Пескари и ельчики отлично ловились нашими нехитрыми снастями на «водяного червя» - ручейника, которого добывали тут же из-под камней или на обычного дождевого червя. Налимчиков летом добывали из нор руками (прямо как по Чехову), а из-под камней – столовой вилкой, привязанной к палке.

Жила в этой речушке еще одна интересная рыбешка. Она была чем-то похожа на вьюна, но отличалась от него значительно. Окрас у нее был серый с белым брюшком и черными поперечными полосами на спинке и боках или с такими же крупными черными пятнами. Форма тела – округлая, чешуи на ней не определялось. Так же, как вьюн, имела усы. У нас она считалась сорной рыбой. Местное ее название у пацанов было – «писка», а взрослые ее называли еще более оскорбительным матерным словом. Была она очень прожорлива и живуча, не брезговала никакой насадкой, лишь бы та достигла дна и хватала ее прямо из-под ног.

Однажды я наловил этой рыбешки почти полную литровую банку и попросил маму сварить уху. В результате варки мясо рыбки приняло голубоватый цвет. Есть её, конечно, мы не стали – скормили поросенку. Хотя потом я часто использовал ее в качестве живца при ловле весенних щурят. Уже потом, через много лет, я узнал, что эта рыбка – голец усатый из семейства вьюновых, вполне съедобная и даже вкусная (на любителя).

Ну, рассказ то не о том. Было мне в те времена, о которых пойдет речь, лет двенадцать. Пошли мы как-то с папой рано утром за грибами. Дошли почти до Волковского рудника, где повернули обратно. На обратном пути грибы уже почти не собирали – и так корзины полные. Так получилось, что наш обратный маршрут проходил через мосток на Боровке. За мостиком была солнечная поляна и папа, предложив немного передохнуть, сам тут же уснул.

Я спать не хотел и решил тихонько пройтись вдоль речки. В одном месте из-за кустов на изгибе речки на мелководье я заметил под противоположным берегом крупную рыбу – длина её была около метра. Но это была не щука и не налим – их я уже знал и ловил. А здесь была прогонистая серебристая рыбина с темной спиной, узкой мордой, красноватыми плавниками и черными точками по бокам. Пытаясь подойти поближе, я споткнулся на корнях прибрежного кустарника и упал, тут же послышался громкий всплеск. Когда я поднялся, рыбы под противоположным берегом уже не было, только расходились волны от буруна, да муть со дна.

Я вернулся к отцу – он уже проснулся и закуривал «беломорину». Рассказав, что видел, я спросил его: «Что это за рыба?». Папа ответил: «Ты, сынок, наверное, видел последнего тайменя в этих местах». Потом он поведал мне, как во время войны пацанами они летом ловили на Боровке таймешат с мостков и в омутках намотанной на указательный палец суровой ниткой с крючком из отожжённой швейной иглы на обычного «навозника» . А по весне они нередко попадались вместе с поднимающейся на нерест другой рыбой в «морды» и «сурпы» (запрещённые сейчас орудия лова).

Вот такая интересная, оказывается, речка-малютка Боровка.

Благодарю за внимание!

Спасибо Всем за то, что сумели найти в себе силы дочитать до конца, дорогие мои будущие подписчики! Если понравилось – поставьте ЛАЙК, а ещё лучше – подпишитесь, если Вас это не затруднит. И, конечно, жду Ваших комментариев - они очень ценны для меня.

С уважением, автор.