Только в трех регионах за 10 месяцев прошлого года выросла рождаемость. А суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2019-го ожидается на уровне 1,5 (почти на 7% меньше предыдущего года). Какие меры предпринимаются для ее повышения? Стоит ли в этом году ожидать сокращений кадров из-за роботизации и как Минтруд планирует оценивать эффективность обучения по программам служб занятости?
На эти и другие вопросы в интервью Российской газете ответил Министр труда и социальной защиты России Максим ТОПИЛИН.
― Максим Анатольевич, как вырастут зарплаты в 2020 году?
― Минэкономразвития прогнозирует рост реальных доходов и зарплат: реальная заработная плата увеличится на 2,3%, реальные располагаемые денежные доходы населения ― на 1,5%.
Оплата труда работников бюджетного сектора экономики также продолжит расти. Заработные платы категорий, обозначенных в майских указах президента от 2012 года, по-прежнему будут соотноситься со среднемесячным доходом от трудовой деятельности в регионе. Растет данный показатель ― значит, растет и зарплата этих категорий бюджетников.
Бюджетники вне указов ― это, например, кадровики, юристы, бухгалтеры, инженерно-технические и вспомогательные работники бюджетных учреждений, обслуживающие здания и оборудование, тоже получат прибавку. С 1 октября 2020 года фонд оплаты труда по ним будет проиндексирован на 3%, в 2021 и 2022 годах, также с 1 октября ― на 4% ежегодно.
Катаклизмов на рынке труда мы не ожидаем. Полагаем, по 2020 году численность безработных по методологии Международной организации труда не превысит 3,4 млн человек, как и в предыдущем году.
― Безработицу из-за роботизации не ожидаете?
― В 2020 году точно нет. Рынок труда в принципе резко, быстро не трансформируется. Поэтому не нужно никого пугать роботами и массовой безработицей. Судите сами, в России появились новые цифровые платформы, например, YouDo, «Яндекс-такси», «Яндекс-еда» и другие. Количество рабочих мест только увеличилось за счет обслуживания этих сервисов, и оно продолжает расти. Другой пример: в связи с ростом числа пожилых людей развивается индустрия ухода за ними, которая тоже создает новые рабочие места. Или Япония: там высокий уровень роботизации, а безработица очень низкая, несмотря на то, что страна перенаселена.
С новыми технологиями появляются новые отрасли экономики, новые ниши, меняется структура рабочих мест, но они не исчезают. Наша задача ― реагировать на развивающиеся формы занятости, законодательство должно развиваться. Работодатели и работники должны использовать комфортные для себя условия по развитию бизнеса и защите прав.
― Работодатели часто жалуются на нехватку квалифицированных кадров. Как государство может помочь справиться с этой проблемой?
― Каждый работодатель ― самостоятельный субъект рынка. И в идеале все свои проблемы он решает сам, в том числе кадровую. Я вас уверяю ― если сегодня высококвалифицированным работникам будет предложена высокая конкурентоспособная зарплата, завтра не будет дефицита таких специалистов. К сожалению, зачастую бизнес хотел бы получить хорошего работника, который согласится работать за минимальную зарплату. Конечно, при таком раскладе кадровый голод имеет место быть...
Продолжить чтение статьи: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/29324/intervu-glava-mintruda-rossii-maksim-topilin-o-povishenii-zarplati-robotah-i-roste-rozhdaemosti