Найти в Дзене

Как создавать регламенты и инструкции

Оглавление

Приветствую, Читатель!

Зачем данная статья

Регламенты и инструкции служат направляющими для Ваших сотрудников. Они задают стандарты, которые будут "чувствовать" Клиенты.

Чтобы данные инструменты работали как надо - нужно соблюдать определенную логику. И сегодня мы подробно об этом поговорим.
------------------------------------------------------------------------------
Компания "Сервис | Контроль"
Разработка и внедрение регламентов, регулярный контроль работы сотрудников по различным направлениям, чек-листы, регулярное повышение навыков. Более 10-ти лет опыта, разные сферы бизнеса - переходите на сайт,
оставляйте заявку!
------------------------------------------------------------------------------

Процедура создания

Определение бизнес-процесса для описания

Вы должны четко понимать, что именно хотите описать. Причем: это может быть не один бизнес-процесс, а целая группа: в таком случае нужно понимать причинно-следственная связь.

Формирование фокус-группы

Необходимо определить участников группы по следующим принципам:

  • Они непосредственно участвуют в выбранных бизнес-процессах
  • Руководители, которые отвечают за результат выбранных бизнес-процессов
  • Сотрудники, которые могут влиять на бизнес-процессы. Например: если речь идет про обработку входящих обращений, то в регламентировании могут участвовать маркетологи, которые формируют лидогенерацию
  • И конечно: специалист по контролю качества, ответственный за данное направление

Еще раз: не нужно думать, что фокус-группа должна быть маленькой и так будет эффективней. Лучше будет больше людей, которые могут описать бизнес-процесс под разными "углами".

Определить ответственного за написание

Внимательно отнеситесь к выбору сотрудника, который будет отвечать за итоговую версию.

Сотрудник должен быть внимательным и въедливым. От навыков его работы зависит и скорость, и качество итогового материала.

Определить срок создания документа и ключевые этапы контроля

Определите срок, за который регламент/инструкция должен/на быть готов/ва.

Внимание: будьте реалистами. Если бизнес-процесс сложный, но едва ли Вы напишете его за три дня.

Когда Вы понимаете срок, за который управитесь - разделите на равные участки, чтобы производить контроль написания документа.

График совещаний фокус-группы

После того, как готовы все вводные имеются на руках - пора формировать материал для написания документа.

Все всегда заняты и работают с текучкой, именно поэтому требуется согласованный график.

Более того: требуется в обязательном порядке документировать итоги каждого совещания, а также - запланированные работы на очередной отчетный период.

Рекомендация: в корпоративном календаре после проведенной встречи отмечайте итоги, чтобы информация не потерялась.

Последнее собрание и принятие итоговой работы

Когда фокус-группа собирается в последний раз, наступает ответственный момент.

Итоговый регламент внимательно вычитывается, проверяются скриншоты, представленные схемы, возможные орфографические и пунктуационные ошибки, логические несостыковки и многое другое.

Заранее предусмотрите время: такое совещание может быть в три раза дольше обычного. Но важен итоговый результат: готовый документ для внедрения.

Кто пишет регламент/инструкцию

Рассмотрим варианты ответственных:

  • Руководитель структурного подразделения: человек с "подвешенным" языком, руководящим "взглядом", а также - умением донести информацию до людей. Сложность может заключаться в том, что у руководителя очень много текучки, сложно будет сфокусироваться
  • Специалист по контролю качества: сотрудник, который свободно ориентируется в бизнес-процессах, имеет деловой "язык". Сложность может быть в том, что не все СКК имеют практический опыт написания документов, если доверится ему - это может занять чуть больше времени
  • Супервайзер/руководитель смены: это крайний случай, который может касаться небольших бизнес-процессов или регламентов

На что требуется обратить внимание

Используйте данный список, чтобы проверить итоговый результат:

  • Простота изложения: текст любого регламента должен прост и понятен любому
  • Структура документа: от большего к меньшему, сначала стандарты, а потом механика работы. Документ не должен путать сотрудника или затруднять его восприятие
  • Скриншоты или блок-схемы: применяйте визуализацию там, где это может быть уместно. Потратьте время, чтобы сотрудникам легче было применять стандарты
  • Дополнительный справочный документ: если регламент содержит исключительно требования к работе и итоговому результату, предусмотрите дополнительный файл, где детально раскроете мотивацию таких критериев. Например: почему темп/громкость должна соответствовать контексту разговора, почему не должно быть пауз в разговоре, что такое активность в разговоре и так далее
  • Гиперссылки в регламенте/инструкции: если имеются пересечения в другими документами - сразу дайте путь туда. Или ссылку на какие-то сайты или корпоративные порталы, для удобства интересующихся

Важное уточнение

Редакция хочет предупредить: в рамках любого регламентного документа Вы не сможете прописать абсолютно все! Или предусмотреть все варианты развития событий.

Отнеситесь адекватно и начните с основ. Далее (по мере действия регламента) будете дополнять необходимыми уточнениями.

Дерзайте!