Просматривая интервью с одним известным экономистом и политологом Михаилом Хазиным, являющимся по образованию математиком и смотрящим на экономику со стороны, я услышал, показавшуюся мне довольно странной мысль о том, что борьба с наличностью в нашей стране убила малый бизнес.
Хотите, верьте, хотите, нет, но я поставил видео на паузу, а затем еще раз просмотрел этот кусок. Я не ослышался.
Итак, мы имеем предположение о том, что борьба с наличностью убила малый бизнес… А правда ли это? Давайте попробуем разобраться.
1. Начну издалека. Думаю, что большинство тех, кто прочитает эту статью люди взрослые, поскольку такие вещи, как судьба малого бизнеса подростков волнует мало. В это время парни обычно 24\7 думают о девочках, а девочки о том, как удачно выйти замуж, чтобы утереть лучшей подруге нос. Ну и об учебе, по остаточному принципу.
Стоит отметить, что в уходящем десятилетии в России серьезно активизирована борьба с коррупцией не только на уровне муниципалитетов, но и на государственном уровне. Начали с губернаторов, затем плавно перешли к министрам, ну, а в свете последних событий, не исключаю, что и кто-то уровня вице-премьеров окажется не таким белым и пушистым, как нам пока кажется. Посмотрим.
Кстати, совершенно случайно узнал, что даже в самых депрессивных субъектах России коррупционные факты имеют место. Хотя в них и украсть практически нечего. Однако конкретные адреса, пароли, явки мне неизвестны, поэтому будем считать, что это лишь слухи, родившиеся на пустом месте.
Так вот, к слову, когда проводили обыск у губернатора Сахалинской области – господина Александра Хорошавина, у него было изъято около 1 миллиарда рублей наличных денег. Впрочем, эта сумма меркнет в сравнении с теми объемами наличности, которые изымали у «настоящих» полковников, борющихся с коррупцией из МВД и ФСБ.
Возникает резонный вопрос, а почему эти люди держали в квартирах так много наличности? Основной принцип капитализма – деньги должны делать деньги.
Тут все просто. В стране по-настоящему работают законы, направленные на борьбу с коррупцией и просто так притащить в банк и положить на счет миллиард рублей «грязных» денег нельзя. Не примут, поскольку придется объяснить источник их происхождения. Вот и сидят сейчас такие субъекты (часто при погонах или при власти) на деньгах, в буквальном смысле этого слова, как собака не сене, и даже потратить их не могут. Боязно.
Если говорить о тех изменениях, которые я заметил в повседневной жизни лично, то могу отметить, что еще 5 лет назад, в большинстве случаев предпочтительным способом оплаты товаров даже в крупных супермаркетах было использование наличных денег. Причем конкретно в том городе, где живу, на кассах в крупнейшей торговой сети принципиально не было возможности заплатить пластиковыми картами.
Затем, как по мановению волшебной палочки (на самом деле путем поэтапного введения обязательного наличия электронных кассовых аппаратов, онлайн-касс, как их сейчас называют) практически повсеместно стали принимать электронные платежи с помощью банковских карт.
Сначала я даже был этому рад, но, примерно через полгода - год после появления возможности все, что угодно оплачивать банковской картой, началось твориться нечто странное.
Привычные торговые точки стали закрываться одна за другой, а взамен стали появляться сетевые магазины. В разных городах это процесс идет по-разному, но его содержание в виде сворачивания мелких торговых точек и «захвате» этих зданий «сетевиками» неизменен.
Причина этому банальна – тот самый капиталистический монополизм, о котором когда-то много писали в СССР. Мелкий магазин, берущий товар небольшими партиями на мелкооптовых базах не может конкурировать с сетями, берущими товар крупным оптом по сниженным ценам.
Схема простая – сетевики сначала демпингуют, чтобы выдавить мелких конкурентов, потом, когда мелкие магазины разоряются – повышают цены. В итоге сети конкурируют исключительно между собой, причем, судя по примерно одинаковому уровню цен, логично предположить (это мое оценочное суждение) что не обходится и без картельных сговоров.
2. Честно говоря, поскольку это время совпало с введением санкций в отношении России и встречных санкций в отношении импортных товаров, я все это списывал на общее ухудшение экономической ситуации в стране.
В силу особенностей собственной профессии, с экономикой связанной опосредованно, и занятостью на работе выполнением работы, объем которой постоянно рос, а в свободное время – хобби, я не придавал этому значения.
Более того, объективно в стране есть масса программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это и обязанность проведения государственных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, и бесплатная реклама (качество которой обычно ниже плинтуса, но, дареному коню в зубы не смотрят), и «льготное» кредитование, а ситуация с каждым годом все равно становится все хуже и хуже.
В общем, со стороны складывалось впечатление, что в России с предпринимательством просто туго, ну вот туго и все тут. Народ как будто менее предприимчивый, нежели в США и Европе, что ли… Как говорится, в современном варианте старой пословицы, сколько волка не корми – у слона все равно больше…
Впрочем, для того, чтобы понять, в чем именно заключаются проблемы той или ной общественной страты, лучший вариант – изучение их проблем изнутри, а в идеале на собственном опыте. Если по-простому, пока что-то не испытаешь на собственной шкуре, сложно о нем судить.
3. Вернемся к нашим баранам. Мысль о влиянии объема и доступности наличности на рост или снижение объемов малого и среднего предпринимательства очевидна. На самом деле все лежит на поверхности. Если для вас это пока не так, попробую объяснить.
Итак, как думаете, что собою представляет НАСТОЯЩЕЕ, классическое предпринимательство в рамках капиталистической экономики?
Это, деятельность, которая в советское время называлась «колымить», «левачить» и т.п. Суть предпринимательской деятельности заключается в выполнении работы, предоставлении услуги, мелкосерийном производстве и т.п. для неопределенного круга лиц. Иными словами берется сырье, в него вкладывается труд, а результат труда в виде товара, поскольку его потребительская стоимость выросла, продается по рыночным ценам, которые формируются стихийно, но отнюдь не произвольно.
Иными словами, мелкое предпринимательство – работа на самого себя, когда твой доход зависит только от тебя лично.
Кстати, современный эксперимент по самозанятости – это как раз попытка легализовать одну из разновидностей классического малого бизнеса.
Особняком здесь стоит спекулятивная торговля, в СССР запрещенная, расцвет которой пришелся на 90-е и начало нулевых. На сегодня – это пройденный этап, по крайней мере, время огромных вещевых рынков с челноками, торгующими одеждой из Китая и Турции бесповоротно ушло.
В США, которые нам часто приводят в пример, малое предпринимательство такое же самое, что и у нас – мелкое «гаражное» производство, часто после основной работы. С производства компьютеров в гараже, к примеру, начинали Стив Возняк и Стив Джобс – основатели фирмы Apple. Да и не только они начинали свои компании с «гаражного» производства.
На начальном этапе мелкий бизнесмен собственное дело, как правило, сам лично и осуществляет. Проблема в том, что при рыночной экономике цены формируются стихийно, поэтому предприниматель перманентно находится в зоне риска. Сегодня цена, за которую можно продать товар – выше его себестоимости, значит, предприниматель может развивать производство, завтра – кризис, цены упали – работать придется в убыток, или прекращать дело.
Мелкие предприниматели, кто и что не думал бы, на самом деле, во время старта бизнеса зачастую зарабатывают меньше, чем квалифицированные рабочие, поскольку не могут изымать из оборота больше средств, чем это необходимо для нормальной работы производства. Пока не наработана база клиентов, не повышена производительность труда и не снижены расходы, даже и речи не идет о его расширении. Самое главное для предпринимателя – пережить именно этот период.
Если бизнес перспективный и предприниматель не лентяй, то дело растет. Растет, сначала за счет его личного труда, но потом наступает время, когда для дальнейшего роста производства, приходится привлекать наемных работников.
Согласно классикам Марксизма-Ленинизма, с этого момента человек становится капиталистом, поскольку начинает эксплуатировать человека.
И, как бы это печально ни было, но люди, использующие наемный труд, постепенно действительно начинают рассматривать наемных работников не как людей, а как ресурс. Особенно, если работники выполняют малоквалифицированный труд или само дело устроено с максимальной степенью разделения труда. И чем крупнее становится предприятие, тем циничнее становится отношение к работникам. Увы, но такова жизнь. Однако я не об этом. Перейду к главному.
4. Я упомянул, что мелкие предприниматели, по крайней мере, на начальном этапе своей деятельности, получают меньше, чем они получали, работая по найму.
К примеру, недавно видел в интернете статью, где человек рассказывает о своем «достижении» на ниве «копирайтинга» в виде стабильного дохода в 8000 рублей в месяц. Восемь тысяч рублей, в месяц, Карл! Восемь! Причем на одну статью 3-4 тыс. знаков он тратит от 1 до 2 часов и начинал писать с расценок 10-15 рублей за 1000 знаков. И работает он, между прочим, больше, чем стандартный 8-часовой рабочий день.
Уже слышу комментарии от представителей класса «синих воротничков» типа: «зато дома в тепле сидит, а не на стройке кирпичи таскает или на шиномонтажке колеса», «пусть идет на завод работает, бездельник, там зарплата 20 тысяч», «офисный планктон» и т.п.
Отчасти представители рабочего класса правы. Заработать руками сегодня можно больше, чем в офисе. Но, когда у них самих возникает необходимость составить простейший документ, они обычно впадают в ступор, потому что работать головой отнюдь не легче, чем руками, хотя условия труда, конечно, лучше.
Однако заострю, уважаемые мои читатели, внимание на том, что доход от работы головой в режиме «самозанятости», пусть не самого квалифицированного, но все же умственного труда, в современных условиях - всего 8000 рублей в месяц. И это, считай, максимум.
Напомню, что прожиточный минимум в России на момент написания статьи больше 11 000 рублей.
Примерно в таких пределах получает и предприниматель на этапе «раскрутки». Точнее не получает, а имеет возможность изъять из оборота так, чтобы не пришлось сворачивать бизнес. А теперь, представьте, что с этих 8000 рублей он еще должен и налоги заплатить, и кушать, и семью кормить, и как-то убедить своих близких в том, что нужно потерпеть, что все получится, нужно только время и т.д. Да и самому сохранить в это веру.
Теоретически, у любого предпринимателя существует возможность взять кредит под развитие бизнеса. В условиях нормального развития экономики, когда она растет, предприниматель взявший кредит может его отдать, поскольку дело постепенно, но неуклонно расширяется. А в современных условиях?
На момент написания статьи минимальная ставка, с которой могут дать кредит на развитие бизнеса в одном из крупных российских банков – 11% годовых. Попробуйте самостоятельно рассчитать, насколько рентабельным должен быть проект, чтобы обеспечить возвращение взятого кредита.
Вам, занимаясь бизнесом, придется обеспечить выплату процентов и основного долга по кредиту, оплату труда работников, оплату аренды помещений, оплату налогов и сборов. И помните, гарантий, что то, что Вы делаете, заинтересует покупателей, нет.
В классической экономике, с одной стороны, банк страхует ваши риски, давая вам заранее те деньги, которые вы должны получить от конечного потребителя (или промежуточного, если вы встраиваетесь в цепочку), с другой он должен застраховать и себя от вероятности того, что кредит возвращен не будет.
Сегодня, когда ценообразование с классической экономикой практически ничего не имеет общего, при прочих равных условиях, банки заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму собственные риски, а значит, для гарантированной прибыли вынуждены завышать стоимость кредита для платежеспособных клиентов, чтобы за их счет покрыть убытки от неплатежеспособных.
В реальности, сегодня почти всю прибыль от любого из производств забирают банковские структуры или монополии, а конечные производители живут на голодном пайке.
Для понимания сути проблемы могу привести пример с закупочными ценами на молоко и его стоимостью в магазинах. Именно тот факт, что сегодня имеют место крайне низкие закупочные цены на молоко, при высоких розничных ценах и разница идет отнюдь не в карман производителя, и привел к тому, что фермерство в России так и не возникло, а в деревнях у населения почти не осталось коров.
Если бы на каждом этапе цепочки от коровы до прилавка каждый из участников получал равную долю прибыли, экономика была бы сбалансированной, но в ситуации, когда занятие сельским хозяйством приносит убытки, а основная прибыть оседает в сетях и банках, отрасль фактически умерла.
Впрочем, самое грустное в том, что заниматься кредитованием производственного бизнеса банкам сегодня НЕВЫГОДНО, поскольку есть масса способов получения более высокого дохода, к примеру, за счет спекуляции на фондовом рынке. Если есть возможность делать деньги из ничего, зачем рисковать, кредитуя производство?
Вот и бросают на полпути свое дело 19 из 20 людей, попытавшихся заняться собственным бизнесом.
Работая по найму, не станешь богатым, но и нищенствовать тоже не будешь. Эмпирическое «правило 95» не на пустом месте родилось.
5. Впрочем, все написанное выше – лирика. А тема пока так и не раскрыта. Ну, причем здесь все же НАЛИЧНОСТЬ?
Понятно, что в России в обороте резко сократили наличность, зато деньги с собой носить не нужно. Бери с собой карточку банковскую и плати. Удобно. Ну, а если в смартфоне подключены современные сервисы типа «мобильного банка» и иже с ними, можно прямо со смартфона деньги продавцу на карту перевести – минутное дело.
А вот тут, мы и подходим к самому главному. Для малого предпринимательства, особенно на момент так называемой «раскрутки», когда он получает доход ниже прожиточного уровня, уплата налогов – это ТРАГЕДИЯ. Вот реально трагедия. Денег не остается даже на хлеб и воду, все пускается в оборот. Я не преувеличиваю.
Основной способ «укрытия» дохода у мелких предпринимателей в новейшей истории России был связан с тем, что раньше население оплачивало товар и услуги в основном наличными. Учесть все наличные, особенно во времена, когда использование кассовых аппаратов было необязательным, практически невозможно. Поэтому в 90-е и 00-е ходило устойчивое выражение «черный нал», который прятали от налоговых органов.
Этим, кстати, пользовались и недобросовестные продавцы, особенно в мелких магазинах одежды, завышая цену для конечного покупателя в отсутствие предпринимателя и имевшие возможность «заработать себе на карман» мимо кассы. Но, с другой стороны, зато было живо мелкое предпринимательство.
Предприниматели имели возможность, иметь неучтенный доход, с которого не платили налоги и сборы, что пусть и было во вред государству в части объема уплаченных налогов, но зато предприниматели сохраняли возможность роста своего дела и продолжали держаться за него.
Естественно, что для государства это неправильно. Налоги платить должны все! Однако после достижения определенного уровня развития предпринимательства, возможности ухода от налогов сначала снижались, а после и вовсе практически исчезали. Поэтому в итоге государство в накладе не оставалось.
Сейчас, когда весь товарооборот идет через онлайн-кассу, скрыть доход стало практически невозможно. Более того, если говорить о розничной торговле одеждой и мелкой бытовой техникой, не говоря о мебели, то розничная торговля стала невыгодной еще и по причине того, что интернет торговля еще больше снижает издержки. С ней конкурировать практически невозможно.
Очевидно, что содержание сайта, аренда склада и найм нескольких работников, отправляющих посылки, выгоднее, чем аренда склада, торговых площадей, штата продавцов, охранника (сторожа) и т.д.
Пока люди, понимавшие важность сохранения достаточного объема наличных денег в обороте, были у власти, и боролись не с малым предпринимательством, которое фактически ВЫНУЖДЕНО часть дохода скрывать, просто чтобы выжить, а с крупными нарушителями, укрывавшими МИЛЛИАРДЫ неучтенной наличности, мелкий и средний бизнес рос. Когда практически весь денежный оборот стал безналичным, малый бизнес умер. Да и средний бизнес, все больше и больше сокращает объем серой зарплаты в конвертах, постепенно «обеляя» ее. С наличностью сейчас проблемы. У всех.
Я ни в коем случае не считаю, что уклонение от уплаты налогов – это норма, напротив, уплата налогов – это самая важная обязанность любого гражданина. Тот беспредел с деньгами, который привел к тому, что в стране ходили триллионы неучтенной наличности нужно было прекращать. И, слава Богу, что прекратили!
Однако борьба с неучтенной наличностью должна вестись одновременно с разработкой мер, направленных на обеспечение возможности максимальному количеству людей, желающих заняться предпринимательской деятельностью, как минимум получать доход не меньший, чем от работы по найму.
На мой взгляд, в России давно пора установить минимальный доход, который не облагается налогами вообще (причем независимо от вида деятельности, которой занимается человек) и прогрессивную шкалу налогообложения для остальных категорий населения. Это будет вполне справедливо.
Да и анонсированный Президентом России тренд на повышение благосостояния – вопрос не праздный. Для того чтобы росла российская экономика – нужно оживление спроса, который должно по максимуму удовлетворять собственное производство.
Однако эти меры необходимо принимать при условии, что государство на самом деле желает и дальше строить рыночную (точнее говоря, смешанную) экономику, а не планирует развалиться, как это произошло с СССР. В позднем СССР борьбу до победы социализма предпочли «мирному сосуществованию» с капиталистическим миром, а потом и вовсе пустили все на самотек, утратив и вторую в мире экономику, и завоевания предков, и суверенитет, и идеологию мирового уровня.
Пока Россия является придатком долларовой денежной системы, причем в статусе периферии, самостоятельное развитие экономики фактически невозможно.
Для начала России необходимо вернуть себе статус государства, имеющего независимую денежную систему. А с этим проблемы, поскольку Россия не имеет самодостаточной экономики и сегодня является составной частью американской, как, впрочем, и Китай и Евросоюз.
Тем не менее, я верю в лучшее будущее.
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Все лучшее – впереди!