Найти тему
ФинХаки

"Базовый курс Финика". Статья четвертая: "Практика с отчетом о финансовом результате".

Оглавление

Финрезик – отличный инструмент, чтобы оценить работу компании.

Представьте: закончился июнь 2017 года. Месяц был неплохой, и мы захотели сравнить его с прошлогодним июнем. Бухгалтер сформировал нам отчет о финансовом результате за два месяца – знакомьтесь!

С чего начинать знакомство

Лично я, как только вижу отчет о финансовом результате, сразу начинаю считать рентабельность продаж. Такой рефлекс у меня выработался за время работы финансовым директором.

Финрезик: считаем рентабельность продаж
Финрезик: считаем рентабельность продаж

Почему сразу рентабельность продаж?

Потому что "Если рентабельность кашляет, чистой прибыли грозит реанимация". Малейшее падение рентабельности продаж может привести к убыткам.

Знакомый бизнесмен рассказывает:

"Мы когда начинали, продавали в три раза меньше, а прибыль была
вдвое больше. Сейчас у нас целый отдел продаж, а зарабатываем
мало".

Причина оказалась проста: когда бизнес стартовал, конкурентов не намечалось, рентабельность продаж была высокая. Затем на рынок вышли ребята со стратегией"посмотри счет конкурента и дай на 5% ниже, прибыль потом посчитаем". Они мало того что переманивали клиентов, так еще и убивали рынок. Работать по-старому прайсу значило терять клиентуру, уменьшать стоимость значило терять рентабельность.

Если рентабельность продаж ниже 10%, задумайтесь!

Возможно, вам дали рисованную отчетность. А может, перед вами компания, у которой прибыль специально минимизируют и выводят в другое место. Или все очевидно: ребятам тяжело живется, пора прикинуть варианты другого бизнеса.

Из-за чего падает рентабельность:

  • скидки;
  • рост себестоимости продукции или закупочных цен товаров;
  • изменение структуры продаж (начали продавать больше дешевого товара).

Как обычно растет бизнес

В идеальном мире модель развития бизнеса выглядит так:

Расходы < Выручка < Прибыль

Самыми быстрыми темпами растет прибыль. За ней идет выручка, и медленнее всего растут расходы. Но так бывает только в вакууме.

В реальной жизни впереди паровоза бегут расходы, за ними следом пытаются угнаться выручка и прибыль – вот так:

Прибыль < Выручка < Расходы

Анализируем динамику финансов

Нам поможет инструмент, который я называю "Раскраска". Он позволяет отследить, куда движется наш паровоз, и внести коррективы в его движение.

Возьмите наш отчет, сравните результаты за два месяца и раскрасьте цветами те моменты, которые следует глубже изучить.

А теперь новинка: разноцветный Финрезик!
А теперь новинка: разноцветный Финрезик!

Анализируем относительные изменения. В нашем примере выручка выросла на 8%, и это хорошая новость.

Теперь к плохим:

  • себестоимость обогнала выручку и выросла на 12%;
  • валовый прибыль сократилась на 2%;
  • рентабельности продаж упала на 9%;
  • коммерческие и управленческие расходы в долгу не остались – и уверенно обошли выручку;
  • в результате всего этого банкета прибыль от продаж сократилась на 38%.

Барабанная дробь… Итоговая прибыль сократилась наполовину.

Как анализировать правильно

Хорошие новости (выручка) выделяем зеленым. Прочие расходы у нас тоже сократились (раскрасим зеленым), хотя погоды они не делают. Плохие новости (все, кроме выручки) – выделим красным. В нашем примере налоги, на удивление, остались на прежнем уровне. Изменения в стиле "Ни хорошо, ни плохо" делаем желтым.

Голос скептика скажет: "Ладно, цифры мы посчитали, сравнили, и
что? Как знать наверняка, где хорошая новость, где плохая?"

Сравните вашу финансовую динамику с типичными для бизнеса сценариями:

  • Выручка растет – себестоимость должна расти, медленнее или в таком же темпе.
  • Выручка падает – себестоимость должна падать, с той же скоростью или быстрее.
  • Валовой доход растет – расходы должны расти, медленнее или в том же темпе.
  • Валовой доход падает – расходы должны падать, с той же скоростью или быстрее.
Валовый доход падает, расходы тоже должны падать
Валовый доход падает, расходы тоже должны падать
Валовый доход растет, расходы должны расти так же или медленнее
Валовый доход растет, расходы должны расти так же или медленнее

Факторный анализ валовой прибыли

Помню, как впервые разбирался с отчетами о финансовом результате. Подолгу анализировал абсолютные изменения валовой прибыли,и всегда мой анализ упирался в вопрос "И что с того". Каждый месяц ВП то росла, то падала – но почему так случалось, что на это повлияло – неясно.

Я хотел понять, что же сидит внутри валовой прибыли, из-за чего она получилась именно такой. Тут я вспомнил, что на 4 курсе рассказывали про инструмент под названием "Факторный анализ".

Попробую объяснить научно.

Самое простое толкование – из словаря Ожегова (шутка):

Чтобы понять, нужен факторный анализ
Чтобы понять, нужен факторный анализ

Спасибо, конечно, Эмилю-Мыслителю, но пока что мимо кассы.

Попробую объяснить своими словами.

Вот включаете вы "Матч-ТВ", а там…

Откуда такой результат?
Откуда такой результат?

Вы только успели подумать: "Откуда такой результат?", как вам показывают статистику матча:

Ах, вот откуда…Факторы валовой прибыли
Ах, вот откуда…Факторы валовой прибыли

Посмотрели статистику, и все стало очевидно – Барселона победила, потому что больше:

  • владела мячом,
  • била по воротам,
  • делала точные передачи.

Матч можно было и не смотреть: по цифрам понятно, из чего такой результат. Вот это и есть факторный анализ – оценка целого матча через оценку отдельных факторов игры.

Еще пример, на сей раз из мира кулинарии.

Вот вы в магазине выбираете на ужин салат…

Ваш взгляд падает на "Сельд под шубой". Смотрите ближе, а там: "192 кКал на 100 г."Почему так много? Откуда такие цифры? Ну как откуда – из ингредиентов: майонез и картошечка сделали свое грязное дело, задрали калорийность до небес.

Прячем взгляд в других салатах и говорим "спасибо" факторному анализу: мы только что вывели калорийность целого блюда, оценив пищевую ценность ингредиентов.

Но – ближе к делу.

Факторный анализ VS Финрезик

Чтобы начать анализ, определим факторы валовой прибыли. Используем формулу:

ВП = Выручка х Рентабельность

Факторы валовой прибыли
Факторы валовой прибыли

У нас появилось два фактора: выручка и рентабельность. Оценим вклад каждого показателя в итоговый результат.

Проводим факторный анализ
Проводим факторный анализ

Анализ считается верным, если дельта результирующего показателя равна сумме влияний каждого фактора (в примере я подсветил ячейки зеленым цветом).

Факторный анализ позволяет увидеть, какие факторы и насколько повлияли на итоговый показатель. Как владение мячом и количество ударов по воротам влияют на результат команды, так факторы "выручка" и "рентабельность" влияют на финансовый результат бизнеса.

Последний ФинХак

"Найдите упущенную прибыль"

Если прибыль падает понемногу, но стабильно, от месяца к месяцу, то у компании может выработаться иммунитет к "тревожным звоночкам". И когда в очередной раз показываешь, насколько упала прибыль, тебе снова говорят: "Ну и что? В прошлом месяце тоже падала".

Время сделать ход конем – показать не сколько потеряли, а сколько недозаработали. Открывая одну дверь, закрываем другие. Делая выбор, отметаем другие варианты – и другие возможности. Мало кто считает, сколько бы могли заработать, если б направили ресурсы в другой проект.

Вот она, упущенная прибыль
Вот она, упущенная прибыль

"Могли бы все уже ездить на Поршаках!" – сказали бы в "Бизнес Молодости".

Мы ищем упущенную прибыль – разницу между тем, сколько бы могли заработать, сохранив прежнюю эффективность, и фактическим заработком. Под таким углом зрения информация про деньги лучше воспринимается.

Как использовать Финрезик:

  1. Посчитать рентабельность продаж.
  2. Определить динамику
  3. Провести факторный анализ валовой прибыли.
  4. Посчитать, сколько недозаработали.

Чаще всматривайтесь в отчеты о финансовом результате, анализируйте данные, сверяйте цифры – и вы одни из первых узнаете, если дела в компании пойдут не так.

В следующей статье мы попрактикуемся анализировать баланс.

Блог - mushinsky.ru
Советы по финансам Instagram -https://www.instagram.com/denismushinskiy/