Финрезик – отличный инструмент, чтобы оценить работу компании.
Представьте: закончился июнь 2017 года. Месяц был неплохой, и мы захотели сравнить его с прошлогодним июнем. Бухгалтер сформировал нам отчет о финансовом результате за два месяца – знакомьтесь!
С чего начинать знакомство
Лично я, как только вижу отчет о финансовом результате, сразу начинаю считать рентабельность продаж. Такой рефлекс у меня выработался за время работы финансовым директором.
Почему сразу рентабельность продаж?
Потому что "Если рентабельность кашляет, чистой прибыли грозит реанимация". Малейшее падение рентабельности продаж может привести к убыткам.
Знакомый бизнесмен рассказывает:
"Мы когда начинали, продавали в три раза меньше, а прибыль была
вдвое больше. Сейчас у нас целый отдел продаж, а зарабатываем
мало".
Причина оказалась проста: когда бизнес стартовал, конкурентов не намечалось, рентабельность продаж была высокая. Затем на рынок вышли ребята со стратегией"посмотри счет конкурента и дай на 5% ниже, прибыль потом посчитаем". Они мало того что переманивали клиентов, так еще и убивали рынок. Работать по-старому прайсу значило терять клиентуру, уменьшать стоимость значило терять рентабельность.
Если рентабельность продаж ниже 10%, задумайтесь!
Возможно, вам дали рисованную отчетность. А может, перед вами компания, у которой прибыль специально минимизируют и выводят в другое место. Или все очевидно: ребятам тяжело живется, пора прикинуть варианты другого бизнеса.
Из-за чего падает рентабельность:
- скидки;
- рост себестоимости продукции или закупочных цен товаров;
- изменение структуры продаж (начали продавать больше дешевого товара).
Как обычно растет бизнес
В идеальном мире модель развития бизнеса выглядит так:
Расходы < Выручка < Прибыль
Самыми быстрыми темпами растет прибыль. За ней идет выручка, и медленнее всего растут расходы. Но так бывает только в вакууме.
В реальной жизни впереди паровоза бегут расходы, за ними следом пытаются угнаться выручка и прибыль – вот так:
Прибыль < Выручка < Расходы
Анализируем динамику финансов
Нам поможет инструмент, который я называю "Раскраска". Он позволяет отследить, куда движется наш паровоз, и внести коррективы в его движение.
Возьмите наш отчет, сравните результаты за два месяца и раскрасьте цветами те моменты, которые следует глубже изучить.
Анализируем относительные изменения. В нашем примере выручка выросла на 8%, и это хорошая новость.
Теперь к плохим:
- себестоимость обогнала выручку и выросла на 12%;
- валовый прибыль сократилась на 2%;
- рентабельности продаж упала на 9%;
- коммерческие и управленческие расходы в долгу не остались – и уверенно обошли выручку;
- в результате всего этого банкета прибыль от продаж сократилась на 38%.
Барабанная дробь… Итоговая прибыль сократилась наполовину.
Как анализировать правильно
Хорошие новости (выручка) выделяем зеленым. Прочие расходы у нас тоже сократились (раскрасим зеленым), хотя погоды они не делают. Плохие новости (все, кроме выручки) – выделим красным. В нашем примере налоги, на удивление, остались на прежнем уровне. Изменения в стиле "Ни хорошо, ни плохо" делаем желтым.
Голос скептика скажет: "Ладно, цифры мы посчитали, сравнили, и
что? Как знать наверняка, где хорошая новость, где плохая?"
Сравните вашу финансовую динамику с типичными для бизнеса сценариями:
- Выручка растет – себестоимость должна расти, медленнее или в таком же темпе.
- Выручка падает – себестоимость должна падать, с той же скоростью или быстрее.
- Валовой доход растет – расходы должны расти, медленнее или в том же темпе.
- Валовой доход падает – расходы должны падать, с той же скоростью или быстрее.
Факторный анализ валовой прибыли
Помню, как впервые разбирался с отчетами о финансовом результате. Подолгу анализировал абсолютные изменения валовой прибыли,и всегда мой анализ упирался в вопрос "И что с того". Каждый месяц ВП то росла, то падала – но почему так случалось, что на это повлияло – неясно.
Я хотел понять, что же сидит внутри валовой прибыли, из-за чего она получилась именно такой. Тут я вспомнил, что на 4 курсе рассказывали про инструмент под названием "Факторный анализ".
Попробую объяснить научно.
Самое простое толкование – из словаря Ожегова (шутка):
Спасибо, конечно, Эмилю-Мыслителю, но пока что мимо кассы.
Попробую объяснить своими словами.
Вот включаете вы "Матч-ТВ", а там…
Вы только успели подумать: "Откуда такой результат?", как вам показывают статистику матча:
Посмотрели статистику, и все стало очевидно – Барселона победила, потому что больше:
- владела мячом,
- била по воротам,
- делала точные передачи.
Матч можно было и не смотреть: по цифрам понятно, из чего такой результат. Вот это и есть факторный анализ – оценка целого матча через оценку отдельных факторов игры.
Еще пример, на сей раз из мира кулинарии.
Вот вы в магазине выбираете на ужин салат…
Ваш взгляд падает на "Сельд под шубой". Смотрите ближе, а там: "192 кКал на 100 г."Почему так много? Откуда такие цифры? Ну как откуда – из ингредиентов: майонез и картошечка сделали свое грязное дело, задрали калорийность до небес.
Прячем взгляд в других салатах и говорим "спасибо" факторному анализу: мы только что вывели калорийность целого блюда, оценив пищевую ценность ингредиентов.
Но – ближе к делу.
Факторный анализ VS Финрезик
Чтобы начать анализ, определим факторы валовой прибыли. Используем формулу:
ВП = Выручка х Рентабельность
У нас появилось два фактора: выручка и рентабельность. Оценим вклад каждого показателя в итоговый результат.
Анализ считается верным, если дельта результирующего показателя равна сумме влияний каждого фактора (в примере я подсветил ячейки зеленым цветом).
Факторный анализ позволяет увидеть, какие факторы и насколько повлияли на итоговый показатель. Как владение мячом и количество ударов по воротам влияют на результат команды, так факторы "выручка" и "рентабельность" влияют на финансовый результат бизнеса.
Последний ФинХак
"Найдите упущенную прибыль"
Если прибыль падает понемногу, но стабильно, от месяца к месяцу, то у компании может выработаться иммунитет к "тревожным звоночкам". И когда в очередной раз показываешь, насколько упала прибыль, тебе снова говорят: "Ну и что? В прошлом месяце тоже падала".
Время сделать ход конем – показать не сколько потеряли, а сколько недозаработали. Открывая одну дверь, закрываем другие. Делая выбор, отметаем другие варианты – и другие возможности. Мало кто считает, сколько бы могли заработать, если б направили ресурсы в другой проект.
"Могли бы все уже ездить на Поршаках!" – сказали бы в "Бизнес Молодости".
Мы ищем упущенную прибыль – разницу между тем, сколько бы могли заработать, сохранив прежнюю эффективность, и фактическим заработком. Под таким углом зрения информация про деньги лучше воспринимается.
Как использовать Финрезик:
- Посчитать рентабельность продаж.
- Определить динамику
- Провести факторный анализ валовой прибыли.
- Посчитать, сколько недозаработали.
Чаще всматривайтесь в отчеты о финансовом результате, анализируйте данные, сверяйте цифры – и вы одни из первых узнаете, если дела в компании пойдут не так.
В следующей статье мы попрактикуемся анализировать баланс.
Блог - mushinsky.ru
Советы по финансам Instagram -https://www.instagram.com/denismushinskiy/