Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Графический метод в акварели (всегда поможет поправить работу)

Оглавление

Акварель может быть очень разной.

Ей можно лить реки, писать воздушные букеты и небесные сферы, а можно отмыть строгую архитектурную форму и прочертить каждую веточку на зимнем дереве.

Поэтому я продолжаю знакомить вас с разными акварельными техниками. Ссылки на все предыдущие статьи вы найдёте в конце этой страницы.

Сегодня мы остановимся на графическом использовании акварели. Тут нужно сказать, что вся акварель считается графикой. На этот счёт есть несколько объяснений и все они не убедительны.

Использование черной ручки вместе с акварелью
Использование черной ручки вместе с акварелью

Объяснение номер один

Одни говорят, что графика – это любая техника, использующая в основе бумагу. А как быть с темперой и гуашью на бумаге? Эти материалы могут повторить все приёмы масляной живописи, потому что имеют кроющие свойства. Кроме того, теперь есть бумага и для масляных красок!

Объяснение номер два

Кто-то считает, что любая техника, использующая прозрачные смеси, и есть графика. Иными словами если сквозь красочный слой просвечивается белизна основы, то перед нами графика. А как же тогда быть с масляными работами, где через тонкий слой лессировки виден цвет грунта?

Объяснение номер три

Музейные работники вообще решили, что всё, что хранится под стеклом, называется графикой. Ну тут мы спорить с ними не станем, потому что их мотив прост. В хранилищах необходимо разделить работы согласно тому, как они оформлены – в раму со стеклом или просто в раму. Поэтому всё, что без стекла, названо живописью, а со стеклом – графикой. Железное объяснение, но формальное.

Хорошо, что мы пришли сюда не спорить, поэтому давайте рассмотрим этапы создания акварельной работы с элементами графики.

Этап первый, рисунок

Рисунок делается карандашом средней мягкости без значительного нажима, чтобы не травмировать бумагу. Тут всё как обычно. Этот этап нужно выполнить подробно со всеми границами между полутонами, тенями и бликами. Поэтому, если работа сложная, то нужно использовать предварительный рисунок на черновике, а потом перенести его на чистовик с помощью отпечатка с заштрихованного сзади черновика или снятой с него кальки. Этой теме стоит посвятить отдельную статью, и я это сделаю позже.

Этап второй, работа цветом

Цветом можно работать как обычно в любой привычной манере. Разница лишь в том, что слишком тёмные тени делать не стоит. Если вы легко делаете сильные тональные контрасты, то сдержитесь на этот раз.

Этап третий, графический

Теперь нужно пройти по всем наиболее тёмным местам чёрным линером (тонким маркером), ручкой, цветными карандашами или любым другим привычным вам материалом. Работать можно линиями, штрихами, точками – чем угодно.

Интересно выглядит работа, которая частично решена линейно.

Линейное решение веток дерева
Линейное решение веток дерева

Ещё можно взять тонкую кисть и воспользоваться ей как карандашом, работая штрихами.

Штриховка кистью
Штриховка кистью

Графический метод в акварели хорошо подходит тем, кто боится набрать плотный тон сразу. Если ваши работы лишены контрастности, попробуйте взять в руки чёрную ручку и пройти штриховкой или точками по всем теням! Делайте графический слой разной плотности, и тогда смешение техник будет выглядеть органично.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Метод Поля Сезанна в акварели

Метод Карла Брюллова в акварели

Метод Михаила Врубеля в акварели