Найти тему

Особенности зачисления в запас после достижения возраста 27 лет

До 1 января 2014 года достижение возраста 27 лет означало автоматическое прекращение всех сложностей, связанных с призывом на военную службу. Вопрос с зачислением в запас и оформлением соответствующих документов воинского учета решался однозначно. Гражданин получал военный билет, и ничем не отличался от всех остальных пребывающих в запасе граждан, вне зависимости от того, по какой причине он получил этот статус.

С 1 января 2014 года ситуация кардинально изменилась. У призывных комиссий появилось еще одно основание для зачисления гражданина в запас - как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований. В этом случае вместо военного билета гражданину выдается справка, и он на 10 лет лишается права занимать должности государственной и муниципальной службы. Если же ему уже посчастливилось занимать такую должность, гражданин подлежит увольнению.

Негативные последствия, связанные с зачислением в запас по данному основанию, позволяют сделать вывод о том, что это по сути наказание за совершенное призывником правонарушение. В этой связи возникает вопрос: если уже есть раздел КоАП РФ о правонарушениях в области воинского учета и статья 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной службы), то зачем вводить подобную норму? И не является ли это свидетельством неспособности органов государственной власти действовать в рамках уже установленных и четко регламентированных процедур? По сути это означает, что государство признало: мы не можем обеспечить должный контроль за соблюдением гражданами законодательства о призыве, в связи с чем решили значительно упростить процедуру, избавив органы государственной власти от необходимости следовать обременительным процедурам и доказывать вину гражданина.

Следствием этого стала массовая выдача справок вместо военных билетов, когда призывные комиссии не утруждают себя изучением причин, по которым гражданин не оказался в армии. Перечислим наиболее курьезные случаи.

1) Гражданин проходит службу в полиции, имеет солидный послужной список, звание офицера и немалое количество лет выслуги. Однако, явившись в военкомат после достижения 27-летия, он с удивлением узнает, что, оказывается, его долгое время не могли найти, чтобы вручить повестку. Сотрудник полиции выясняет, что само по себе прохождение службы в органах внутренних дел далеко не всегда является основанием для предоставления отсрочки от призыва, и вся его успешная карьера поставлена под угрозу.

2) Гражданин узнает о том, что решение о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, было принято заочно, и срок на его обжалование истек.

3) Гражданин уверен в том, что у него имелись законные основания не служить в армии, в связи с чем военкомат не интересовался им в течение длительного периода. Но, явившись в военкомат после достижения 27-летия, он получает справку вместо военного билета.

Эти, а также ряд более банальных ситуаций, связанных с отсутствием повесток, имеют одну общую черту - наивное предположение гражданина о том, что его нельзя привлечь к ответственности, не доказав его вину. Однако, учитывая отсутствие реальной ответственности за свои действия и нежелание разбираться в деталях каждой конкретной ситуации, призывные комиссии массово выносят подобные решения.

Поэтому во избежание проблем необходимо иметь представление о собственных правах, своевременно оформлять положенные по закону отсрочки и, к сожалению, озаботиться доказательствами, подтверждающими невозможность быть призванным на военную службу в значимый период времени, то есть после 1 января 2014 года, когда вступил в силу соответствующий закон, и до достижения гражданином возраста 27 лет. В противном случае придется доказывать все это в рамках судебного процесса, особенностям которого мы посвятим следующую статью.

Больше полезной информации на нашем канале и в сообществе вконтакте.