До чего дошел прогресс! Реально ли было еще недавно представить, что электроэнергию, достаточную для запуска автомобильного двигателя, можно будет «запихнуть» в маленькую пластмассовую коробочку, которая свободно помещается в кармане куртки? Несколько лет назад я бы просто посмеялся над этим. А теперь – в карманах у меня одновременно лежат сразу две такие коробочки, каждая из которых по заявлению производителя способна… Впрочем, не будем забегать вперед! Итак, сегодня у нас тест двух многофункциональных пусковых устройств марки «ПускАч», представленных на российском рынке компанией Battery Service. На что действительно они способны?
Николай Марков, фото и видео автора и Марии Марковой
Для начала – представим участников теста подробнее. В правом углу ринга у нас «ПускАч» серии 8000 в прочном пластиковом корпусе желтого цвета. Далее по тексту его мы будем условно именовать «маленькой желтой коробочкой». В левом углу ринга – «ПускАч» серии 15000 в чуть более крупном корпусе красного цвета, он же далее – «большая красная коробочка». Оба устройства – это по сути те же самые пауэр-банки, переносные накопители энергии, которые многие из нас таскают с собой для подзарядки своих «мобильников» в полевых условиях. Только существенно более мощные! Так, внутри желтой коробочки скрывается литий-ионная батарея энергоемкостью 29,6 Вт·ч, которая способна кратковременно выдать пиковый пусковой ток до 500 Ампер (номинально – 250 Ампер). Производитель заявляет, что возможностей «ПускАча-8000» хватает для заводки бензиновых двигателей объемом до 5 литров и дизелей объемом до 3 литров.
Энергоемкость батареи, спрятанной внутри «ПускАча-15000» красного цвета, почти вдвое больше: 55,5 Вт·ч. Поэтому, несмотря на незначительную разницу в габаритных размерах, красная коробочка и весит уже не 345, а 582 грамма. В технических характеристиках пиковая величина ее пускового тока заявлена уже на уровне 700 Ампер, номинальная – 350. Обещается, что такой «ПускАч» пригоден для заводки любых двигателей объемом до 7 литров. Количество и расположение входов и выходов у красной коробочки точно такое же, как у желтой, однако блок питания для подключения к внешней контактной сети входит в комплект поставки (14 В / 1 А), а вместо тканевого мешка для переноски устройства предусмотрен более практичный жесткий пластиковый кейс на молнии. Крокодилы же у обоих «ПускАчей» одинаковы.
«Интерфейс» у обоих устройств одинаковый и предельно простой: на лицевой панели – всего две кнопки. Левая кнопка используется при пуске двигателя, правая служит для включения сигнализатора зарядки (4 ярких светодиода) и для переключения режимов работы встроенного фонаря. Кроме того, у красной коробочки есть клавиша принудительного выключения (на желтой коробочке индикаторы зарядки гаснут автоматически через несколько секунд).
За время испытаний «ПускАчей» я провел почти два десятка экспериментов, моделируя разные ситуации с самыми разными автомобилями. Следуя принципу «от простого – к сложному», для первого опыта я искал бензиновую машину с мотором небольшого объема. Нужный экземпляр нашелся в дружественном автосервисе: 1,7-литровая инжекторная «Нива», в которую прямо из помойки поставили мертвую АКБ с напряжением 8,8 В. Для запуска использовался желтый «ПускАч»:
Следующие эксперименты проводились с собственным дизельным «Соболем». Объем двигателя здесь уже 2,8 литра, к тому же перед включением стартера активируется мощная свеча накала, согревающая воздух во впускном коллекторе и потребляющая довольно мощный ток – то есть условия существенно более сложные, чем в первом тесте. Родной, совершенно живой аккумулятор «Соболя» был специально «высажен» за полчаса путем включения всех энергопотребителей до того уровня, когда стартер только-только перестал включаться (на 0,3 вольта ниже критической отметки). Но после подсоединения желтого «ПускАча» мотор пустился элементарно.
Тогда я пошел дальше и оставил включенными энергопотребители в «Соболе» еще на полчаса, чтобы добиться глубокого разряда. В конце концов, в салоне перестала работать магнитола и замолчал вентилятор второй салонной печки. Мультиметр показал 8 вольт со включенными потребителями и 10,8 вольт после их выключения. Время доставать «ПускАч»…
Как видно, желтая коробочка при глубоком разряде батареи уже не смогла обеспечить дизельному мотору ни одной длительной прокрутки стартером, а красная коробочка, напротив, справилась с задачей легко. Аналогичный результат был получен днем позже при попытках запуска дизельного кроссовера Hyundai Santa Fe с двигателем меньшего объема – 2 литра: при глубоком разряде аккумулятора с задачей справился только красный «ПускАч». Но и это был еще не конец наших «дизельных» экспериментов. Памятуя заявленные производителем параметры о пригодности «ПускАча-15000» для оживления больших дизельных моторов, я заехал в автоцентр «Виста», к официальному дилеру Автозавода ГАЗ, и взял на полчасика ключи от совершенно нового грузовика ГАЗон NEXT…
У всех дизельных «газонов» стоит по два аккумулятора, так что ждать, когда каждый из них разрядится в достаточной степени, пришлось долго )) Реле стартера беспомощно защелкало лишь после того, как напряжение в бортовой сети упало ниже 11 вольт. Теперь берем красный «ПускАч»...
У красной коробочки справиться с задачей получилось настолько легко, что я решил повторить этот же эксперимент еще и с желтой коробочкой, несмотря на то, что производитель рекомендовал ее использовать только для дизельных моторов объемом до 3 литров. Что же вышло?
Ну и напоследок я проделал еще пару экспериментов, запитав от «ПускАчей» компрессор для накачки шин. Он был подсоединен к тем же самым крокодилам, которые служат для подключения к аккумулятору автомобиля. Оба устройства легко справились с поставленной задачей, хотя скорость работы компрессора от красной коробочки была повыше. Тем не менее, даже маленький желтый «ПускАч» примерно за 5 минут смог подкачать на 0,5 атм. два колеса, причем ни один светодиод на его индикаторе зарядки при этом не погас. Смотрим:
Подведем итоги. Оба устройства со своими функциональными обязанностями успешно справляются. Владельцам бензиновых автомобилей даже с большими моторами должно с лихвой хватить возможностей желтого «ПускАча-8000». В ситуации, когда исправная батарея разрядилась по недосмотру, это устройство точно поможет. И смысла переплачивать лишние деньги за более крупную красную коробочку здесь я не вижу. Владельцам же дизельных машин, даже с моторами маленького объема, я рекомендовал бы, напротив, смотреть только в сторону красного «ПускАча-15000». Ведь при глубоком разряде аккумулятора возможностей желтой коробочки уже может не хватить, тогда как красная гарантированно сможет раскрутить исправный дизель до пусковых оборотов. А в целом, судя по тому, как шагает по миру технический прогресс, думается мне, товарищи, что уже вскорости всех нас ждет электромобильное будущее… Согласны? ))
Канал "МАШИНА" благодарит за сотрудничество компанию Battery Service. Информацию по ценам на принимавшие в тесте пусковые устройства можно найти по этим ссылкам:
- Пускач-8000
- Пускач-15000