Известно, что с возрастом у человека снижается скорость реакции при принятии необходимых правильных действий для предотвращения внезапно возникшей аварийной ситуации. Другими словами пожилые люди за рулём представляют повышенную опасность для окружающих. Но, не смотря на это в законодательном плане никаких действий для ограничения водительских прав возрастных людей не предпринимается пока не случаются конкретные трагические последствия.
Например, могу описать, что произошло со мной в середине сентября 2019 года в вечернее время около 22 часов, при переходе перекрёстка в центре Санкт-Петербурга. Мне 61 год, и я недостаточно хорошо вижу. Перед переходом улицы Жуковского на светофоре горел зелёный свет, но сколько осталось секунд на переход я не сумела разглядеть. Через 3 секунды сразу загорелся красный свет. Я сначала замедлила движение, но поскольку машин по близости не было решила продолжить переход этой неширокой улицы. Внезапно в мою сторону на встречу мне начала поворачивать легковая машина мерседес-седан, которая ехала на поворот с перпендикулярной улицы Маяковского. Машина сначала ехала на маленькой скорости и я решила успеть перейти дорогу до середины проезжей части. Для прохода до середины улицы на разделительную линию мне было необходимо ещё секунды 3. Другими словами за 7 секунд можно было спокойно перейти от поребрика тротуара до середины улицы. Я ускорила шаг, наблюдая при этом за поворачивающей в мою сторону машиной. Из позиции логики водитель машины должен был слегка притормозить ход и пропустить меня до середины улицы, так как я начала движение по зелёному сигналу светофора. Но, вместо того, чтобы спокойно пропустить пешехода водитель машины внезапно нажал на газ и машина начала двигаться в мою сторону с быстрым ускорением хода. Как оказалось позже за рулём мерседеса была пожилая женщина в возрасте 70 лет. Она вместо торможения решила проскочить впереди меня сократив радиус поворота к середине улицы. Возможно, от внезапно увиденного препятствия на её пути, она растерялась, перепутала педали управления и вместо тормоза нажала на газ. Но скорее всего в первый момент от страха её хватило оцепенение - то есть полное бездействие на дальнейшие развитие событий, а нога, находящаяся на педали газа так и не была убрана. Как и планировала за 3 секунды я успела дойти до середины улицы к разделительной черте. В это же время поворачивающая в мою сторону машина тоже оказалась на этом месте. Женщина сидящая за рулём, находящаяся в состоянии шока (при невозможности затормозить машину) решила заранее проскочить впереди меня и в результате сбила пешехода. Примерно за два метра до столкновения водительница машины всё-таки успела нажать на тормоз, что несколько сократило силу удара. От удара я упала на капот машины, а потом слетела на бок с приземлением на спину на разделительную линию середины улицы. Мне показалось, что за рулём находилась совершенно не адекватная личность, которая в простой обстановке не смогла реально управлять машиной. Я сначала подумала, что она была психически больна и при этом сбила меня специально. С позиции логики такие действия водителя машины было больше объяснить нельзя, как можно ускорять движение машины навстречу пешеходу? Нельзя таким людям разрешать водить транспортное средство в виду их возраста и состояния здоровья.
В результате удара у меня оказались множественные ушибы с большими гематомами. Были травмированы оба калена, разорвана одежда и ещё сломана правая нога в области лодыжки. Потом было два месяца в гипсе и после этого ещё через месяц я так и не оправилась от травмы - пока передвигаюсь при помощи костылей. Кроме лодыжки болят оба калена.
Теперь водительнице машины предстоит судебное разбирательство с возможным ограничением вождения машины на срок до полутора лет. Но ведь это неправильно, таким людям больше вообще нельзя доверять вождение машины по возрастным и медицинским показаниям. Они представляют большую потенциальную опасность для окружающих, так как в экстремальной ситуации не могут быстро реагировать и производить правильные действия по управлению транспортным средством.
Я раньше активно занималась спортом: горные лыжи в стиле слалома-гиганта и прыжки на батуте. До 51 года пробовала делать двойные сальто, до 54 лет мне удавалось делать одинарные винтовые сальто в комбинациях из двух-трёх элементов. А до 61 года делала простые одинарные сальто без винтового вращения. Занимаясь таким сложным координационным видом спорта я обнаружила, что с возрастом скорость реакции и быстрота действий сильно снижается. Кроме этого возникают "заскоки", когда вместо одних действий человек производит совершенно другие. Например, мне в последнее время было очень трудно сделать простое сальто вперёд без поворота на 180 градусов в винтовом вращении. В результате поворот на 180 градусов получался автоматически против моей воли. Поэтому Вы редко увидите прыгунов на батуте старше 50 лет, даже если они в молодости занимались этим профессионально.
У водителей машины с возрастом тоже начинаются проблемы со скоростью реакции, для принятия правильных действий в экстремальной ситуации. А также в случае испуга или переутомления могут быть совершенно не координационные действия, когда вместо тормоза люди нажимают на газ или их охватывает оцепенение без производства каких либо действий, что представляет опасность не только для их жизни, но и для жизни окружающих участников движения или людей просто стоящих на остановки общественного транспорта.
Кроме этого пожилые люди часто имеют хронические заболевания, например, гипертония или другие проблемы с сердцем. У них при снижении скорости реакции часто есть некоторые ухудшения зрения, слуха, ориентации в пространстве, могут возникнуть колики пищеварительной системы и прочие возрастные болезни, включая быструю утомляемость в плотном транспортном потоке, рассеянность внимания. Управлять транспортным средством в условиях недомогания и плохого самочувствия совершенно недопустимо, но пожилые люди часто пренебрегают этим, подставляя риску не только себя, но и окружающих людей. В своё время я была свидетельницей, когда возрастной водитель машины 56 лет потерял управление во время движения, так как ему стало плохо с сердцем, и в результате было сразу столкновение с пятью другими машинами, находящимися по ходу движения.
Для того, чтобы начинать ограничивать в правах на вождение транспортным средством возрастных участников движения надо разработать условия, когда это можно применять.
Допустим по состоянию здоровья с набором возраста необходимо начинать ограничивать в правах на вождение машины. То есть люди старше 56 - 60 лет должны ежегодно проходить медкомиссии для подтверждения права на вождение машины с учётом тщательного осмотра всех имеющихся возрастных и хронических болезней. Кроме этого необходимо проверять их скорость реакции на специальных тренажёрах с замером артериального давления на неожиданные действия. То есть как отработает организм в экстремальной ситуации. Одним словом проверять возрастных участников движения надо, как пилотов гражданской авиации, но возможно с большими поблажками. Всё это становится актуально в настоящее время, так как существенно возросли скорости движения и плотность транспортного потока.
Допустим мысль о регулярных медкомиссиях заслуживает внимания и по большинству проблем с организацией безопасного движения должна быть применена на практике. Но у пожилых людей самочувствие бывает по разному, когда хорошее, а когда и не очень. Поэтому медицинские комиссии будут не адекватны в постановке точного диагноза реального самочувствия пациента. Да и здесь возможны варианты подкупа должностных лиц выдающих желаемые справки. То есть возникает почва для не правомерных действий.
В любом случае для начала необходимо ограничивать возраст на право управления транспортным средством без наличия медицинской справки на вождения машины. Рассмотрим несколько вариантов:
Для начала ограничений должны быть определены люди старше 80 лет. Для них должны проводиться тщательные медкомиссии ежегодно. Кроме этого водить машину они должны в присутствии сопровождающего родственника или другого человека, имеющего водительские права. В перспективе ездить на машине людям старше 80 лет будет возможно на моделях имеющих автопилот.
Потом надо постепенно снижать возраст возможного управления транспортным средством до 75 лет с переходом на модели с автопилотом. Далее возраст вождения обычной машины надо снижать до 70 лет. Но при этом люди старше 60 лет должны ежегодно проходить медкомиссии. В результате возрастные водители постепенно перейдут на поездки в собственных машинах в качестве пассажиров.
Кроме этого надо особенно внимательно подходить к выдаче прав на вождение обычной машины людям женского пола. По специфики психической деятельности многим из них вообще нельзя доверять возможность водить машину. Например, если женщина входит в состояние оцепенения в сложной экстремальной ситуации, путает управление машиной тормоз - газ или склонна к сильным психическим переживаниям в результате которых у неё может быть рассеянное внимание. Для таких людей возможно передвижение на своей машине только в роле обычного пассажира при использовании автопилота.
Ещё бывают люди с дискоординацией движений. К сожалению в наше время они пока получают права на вождение транспортным средством, но они представляют большую опасность для себя и окружающих. Поэтому надо при получении водительских прав проводить более тщательные медицинские исследования и в случае обнаружения проблем ставить их на вид проходящим комиссию с занесением в личное дело в единый центр документов. Если человек с имеющимися отклонениями в координации движений получает права, то отвечать за него будет человек выдавший справку о нормальном здоровье. Кроме этого люди имеющие небольшие отклонения могут получать права на вождение машины с оговорками с присуждением очень больших штрафов при случайных авариях, а также пожизненным лишением их водительских прав. При наезде на человека с причинением ему существенного ущерба здоровья водители машины должны быть лишены не только водительских прав, но и половины своего имущества в пользу потерпевшей стороны. (Здесь надо иметь в виду кроме пьяных, случайно бросившихся под колёса). Если наезд на пешехода был произведён молодыми людьми младше 30 лет, то лишение части имущества должны быть подвергнуты обеспеченные родители этого человека.