Найти в Дзене
Доцент ЕГЭвед

Что будет с образованием, если отменить ЕГЭ

Оглавление

Всем привет, меня зовут Иван Михайлович, я 10 лет работаю в системе ЕГЭ по истории: проверяю его как эксперт, готовлю учеников, общаюсь с коллегами, поэтому мне есть кой-чего рассказать о том, как там всё устроено.

В прошлой статье про мифы вокруг ЕГЭ я рассказывал, что никакого равенства и объективности ЕГЭ не дает, что сдать его на отлично на одних школьных знаниях практически нереально и что всё там вовсе не так замечательно, как отчитываются чиновники от рособрнадзора.

В этой статье я буду доказывать, что ЕГЭ ни в коем случае нельзя отменять, несмотря на все недостатки. И вот почему:

Главное для директора школы, чтобы на бумаге всё было красиво.
Главное для директора школы, чтобы на бумаге всё было красиво.

Только ЕГЭ заставляет школы работать, учителей учить, а учеников учиться!

  • Каждый директор школы сегодня борется не за знания, а за показатели. Показателей много, начиная от количества компьютеров в кабинетах и заканчивая чистотой стаканов в столовых. Результаты ЕГЭ - один из главных показателей отчетности в школах и чуть ли не единственный, который касается знаний учеников! Отмена ЕГЭ приведет к тому, что администрации школ снимут с себя всякую ответственность за знания детей и вместо этого будут просто имитировать бурную деятельность, штампуя восторженные отчеты для начальников.
  • Школьные учителя перегружены и крайне недооценены, как в плане престижа профессии, так и просто деньгами. В подавляющем большинстве они не имеют никаких стимулов для качественной работы кроме собственного энтузиазма и ЕГЭ. Для многих ЕГЭ это вообще единственный стимул. Именно поэтому учителя часто отговаривают учеников сдавать ЕГЭ по их предмету, просто потому что ЕГЭ для них - это дополнительный напряг. Однако, хорошо это или плохо, но система ЕГЭ не позволяет учителям расслабляться, убери её и формат занятия "а теперь дети, я поставлю вам фильм, а сама пойду пить чай и сидеть в Одноклассниках" станет всеобщей нормой.
  • Так сложилось, что знания перестали быть ценностью в современной России. Почему, как и когда это случилось - отдельный вопрос, но факт остается фактом. И школа как институт распространения знаний потеряла всякий авторитет и привлекательность. Как результат, в 10 и 11 классе дети учатся только под страхом того, что им надо сдавать ЕГЭ. Убери ЕГЭ и они вообще в школу ходить перестанут. Кстати, многие мои ученики в этом откровенно признаются, и я в чём-то даже их понимаю.
"Почему нельзя сделать так, чтобы учебы после нового года не было? Я бы лучше сидела дома и готовилась к ЕГЭ. В этой школе все равно ничему не учат" - Ира, 11 класс.
Нередко новые технологии используются для того, чтобы как-то скоротать время урока.
Нередко новые технологии используются для того, чтобы как-то скоротать время урока.

ЕГЭ действительно решил проблему с коррупцией и сделал высшее образование гораздо доступнее.

Возможно, многие забыли, но до введения ЕГЭ поступить в вуз на бюджет только на основе знаний было крайне сложно. Институты и университеты практиковали три сравнительно законных способа отъёма денег у населения:

  • Подготовительные курсы, на которых можно было узнать, какие будут задания на экзамене и как на них надо отвечать.
  • Специальные школы при институтах и университетах, ученики которых практически автоматом поступали на 1 курс.
  • Пособия, практикумы, тесты и методички, в которых каждый вуз описывал, как сдавать его экзамен.

И это не считая банальных взяток ректорам, проректорам, деканам, замдеканам и членам приемных комиссии. Поступить в университет без взятки можно было только в случае, если бюджетных мест было больше, чем желающих дать взятку. Многие московские вузы превратились в подобие закрытых частных школ для столичных мажоров. Я, конечно, не утверждаю, что сегодня коррупция в системе образования полностью побеждена, но то, что её стало гораздо меньше на этапе поступления - это факт, и это заслуга ЕГЭ.

"Я помню, когда я поступила в университет в 1998 году, моя мама чуть не упала в обморок от счастья, У неё не было денег платить преподавателям, а поступить без взятки тогда считалось почти нереальным, она даже и не надеялась, это было как в лотерею выиграть" - Юлия, коллега.

Если ЕГЭ убрать, то что тогда?

Представим на минутку, что критики ЕГЭ добились своего, и ЕГЭ отменен, что тогда?

  • Вернуть выпускные экзамены в школах? Зачем и кому они нужны? Лишняя нервотрепка для учеников без какого-либо практического смысла. Экзамены ради экзаменов с предсказуемым результатом, где троечники получат тройки, а отличники пятерки - проверяют их те же учителя, что и учили, то есть, по сути, учителя сами проверяют свою работу.
  • Вернуть вступительные экзамены в вузах? С произвольным набором вопросов и неконтролируемой процедурой проверки? Можно сколько угодно критиковать курьезные и непонятные задания ЕГЭ, но вступительные экзамены в вузах, что были раньше, содержали вопросы намного более странные и глупые.
  • Другая система экзаменов? А смысл менять шило на мыло? Система ЕГЭ развивается уже 15 лет и имеет какие-никакие, но достоинства. Проще вносить в неё необходимые правки, чем создавать всё заново.

И вот я сейчас выскажу идею, которая будет выглядеть сумасшедшей, но единственная альтернатива ЕГЭ - это отсутствие экзаменов вообще - бесплатное высшее и среднее образование для всех желающих учиться! Но это значит, что учить и учиться надо совсем по-другому. Почитайте о том, как учатся студенты в Великобритании и чем они отличаются от русских студентов в новой статье.