На музейных табличках под картинами живописцев часто можно прочесть: "холст, масло", "дерево, масло", "картон", "оргалит". Разве так важно, на чем написана картина? Отвечу так: зрителю это совершенно не важно, а вот художнику и покупателю - да!
В чем же разница между этими художественными материалами?
1. Доска.
Эта основа для живописи появилась раньше других. Дерево легко добыть и обработать в путешествии. Доска удобна для создания как больших, так и малых форматов картин. Почему же сейчас этот материал утратил свою популярность?
Дело в том, что гладкая, жесткая доска абсолютно не пружинит, поэтому работа по ней широкой кистью или мастихином практически бессмысленна. Широкий, импрессионистический мазок на доску не ложится. Обратите внимание, большинство шедевров на досках написаны во времена возрождения, когда использовалось гладкое письмо, тонкие прописки деталей.
Писать малыми кистями на доске - одно удовольствие, поэтому так часто древесина использовалась для создания миниатюр. Например, большая часть картин Ивана Похитонова написана на досках. Фактурный холст не позволил бы мастеру запечатлеть тончайшие детали.
О чем нужно знать, приобретая картину на дереве? Материал зависим от влажности: может разбухать, это ведет к растрескиванию масляного слоя, или пересыхать - трескаться сам.
Сама по себе древесина портится со временем, поэтому музейные реставраторы нередко переносят масляные изображения с дерева на холст: спиливают заднюю часть картины до грунта, а оставшийся тонкий грунтовый и масляный слои переводят по специальной технологии на полотно.
2. Холст.
Первые картины на холсте появились в XV веке и вот уже около шестисот лет холст остается основным живописным материалом. Холст легок по весу, удобен в транспортировке (скручивается в трубку после снятия с подрамника), свободно подрезается и надставляется.
Обратите внимание на картину Ивана Крамского "Некрасов в период последних песен". Холст сшит из нескольких кусков, и это заметно. Замысел художника изменился в процессе работы, и мастер поменял положение фигуры на картине, сместив положение части полотна.
Главное преимущество холста, с которым не может тягаться ни один другой материал - свойство пружинить под кистью. Таким образом, краска свободно, без "вымученности" ложится на его поверхность. Обратная пружинящая отдача мазка придает объемность рисунку. Добиться такой "3D" легкости на жестких материалах практически невозможно.
Владелец картины на холсте не знает никаких забот. Случайное попадание воды, перепады температуры, влажности, солнечные лучи - практически не влияют на правильно обработанный и загрунтованный холст.
3. Холст на картоне.
С появлением пейзажного жанра и этюдной живописи художников озаботила проблема транспортировки и хранения живописных работ в дороге. Таскать с собой тяжеленные доски и объемные холсты на подрамниках в леса и горы было проблематично. Проблема решилась просто: холст, наклеенный на картон. Легкий, компактный материал с фактурой холста, обеспечивающей максимальную сцепку основы с краской. Жестковатый, но удобный в подрезке под размер этюдника, и дешевый.
Покупатель этюда на такой основе должен знать, что главный враг картона - влага, а клей, на который посажен холст - может с годами проступать на картине.
4. Картон.
Дешевый, легкий, но жесткий и моментально размокающий от влаги. Картон нуждается в особенно тщательной грунтовке, без которой масляная краска "вжухнет" в поверхность, картина потускнеет и потеряет привлекательность.
5. Линолеум.
Наверняка вы не ожидали увидеть здесь этот материал. А между тем Илья Репин написал на нем несколько шедевров. Linum (лён), oil (масло) - на рубеже XIX-XX веков линолеум изготавливали не из современной химии, а из промасленных пластов льняной основы. То есть линолеум был близок к холсту. Но писать на нем сейчас, и, тем более, покупать такие картины, не стоит. Сцепление краски с "недышащей", не пористой поверхностью всегда ненадежно. Красочный слой страдает на таких основах.
6. Оргалит или древесноволокнистая плита (ДВП).
Этот материал появился в арсенале художников в XX веке. Он хорош своей дешевизной и фактурой, близкой к фактуре холста, обратная сторона оргалита - гладкая (ДВП гладкая с обеих сторон) и ей можно пользоваться, как и мелкозернистым холстом для гладкой живописи.
Как картон и дерево, оргалит боится воды и является учебным и этюдным материалом. Это значит, что ни один художник не станет писать "Боярыню Морозову" или "Утро в сосновом лесу" на оргалите.
7. Бумага.
Проклеенной в несколько слоев бумагой пользовались художники на этюдах и в прошлые века, но сейчас бумага для масляной живописи - более совершенный материал, чем раньше. Фабричная бескислотная бумага не превращается в пыль, не меняет цвет и не впитывает масло (например, бумага для печати газет - высококислотная и быстро желтеет). Это дешевый, не нуждающийся в грунтовке и удобный в хранении материал, который занимает минимум места. Основной недостаток бумаги - ее жесткость, затрудняющая импрессионистическую манеру письма.
Из бумаги легко вырезать овал или круг, и не нужно перетягивать холст на сложногеометрический подрамник.
На чем писать и какую картину покупать - решать вам. Оргалит, картон, бумага - учебные и этюдные варианты материала для живописи. Дерево - основа для гладкописи и миниатюр, холст - веками проверенный материал для живописных шедевров.
При этом вы почти наверняка не сможете определить, на чем написана картина, если в галерее под ней не будет информационной таблички.