Найти тему

Разоблачение мифа об "украинском экономическом чуде"

Все-таки Украина страна уникальная и парадоксальная. Тут любой Нобелевский лауреат по экономике сойдет с ума, если попытается объяснить местные странности. Ну, вот как может ВВП расти при резко падающем промышленном производстве? У них может! Рост ВВП в третьем квартале – 4,2%, в годовом измерении – 3,5%, а падение производства в октябре – 5%, за 10 месяцев 2019 года – 0,6% и то за счет хороших показателей начала года. Вопрос: что это? Кризис, слишком крепкая гривна, или украинцы вышли из предвыборного очковтирательства?

Начнем с очевидной и скучной статистики. Как свидетельствуют данные Госстата, в октябре 2019 года объемы промышленного производства на Украине сократились на 5% по сравнению с показателями октября 2018 года. Больше всего упало производство инвестиционных товаров – на 7,5%. Также существенно уменьшились объемы производства товаров краткосрочного потребления – на 5,7% и промежуточного потребления – на 4,5%. Производство энергии сократилось на 3,5%.

СМИ Незалежной переполнены пессимистической констатацией фактов: металлургия за 10 месяцев просела почти на 12%, автопром – на 15,4%, текстильное производство – на 9%; по замороженной говядине и телятине за год падение на 53%, по колбасам на 16%, соков стало меньше на 27%, кондитерских изделий из шоколада на 35%.

Зато объемы строительства выросли на 14% (в сентябре был зафиксирован рост на 12,2%), всего с начала года 20,8%. Объем произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ в январе-октябре 2019 года составил 131,5 млрд. грн. Причем новое строительство, реконструкция и техническое переоснащение составили 75,5% от общего объема, а ремонты старого – капитальный и текущий – 16,5% и 8,0% соответственно.

Другими словами, пока все падает, строительство растет. И еще растет выпуск компьютеров, электронной и оптической продукции: на целых 28,7%! Правда, в количественном выражении собственных компьютеров производится несравнимо меньше, чем колбасы, но проценты вдохновляющие.

Много странных вопросов возникает. Почему такими темпами растет строительство, особенно жилья и торговых центров в крупных городах, если одновременно с этим, по статистике, убыточных и закрывшихся предприятий стало больше, а задолженности по зарплатам растут?

Из-за крепкой гривны, согласно инфляционному отчету НБУ за октябрь, ухудшилась ситуация для экспортеров: они недополучили значительный объем запланированной выручки. Это, в свою очередь, сказалось на показателях грузового транспорта.

И тут же на 10% выросла торговля, которая в прошлом году дала плюс 6% роста. Причем именно торговля в структуре ВВП Украины занимает первое место. Да-да, именно так. Почти 15% ВВП приходится на внутреннюю торговлю. И только 11% – на сельское хозяйство. Хотя украинцы считают себя великой аграрной страной. Что недалеко от истины –таких урожаев зерна, как сейчас, не собирали даже в благополучные советские годы.

Почему тогда производство падает? Есть версия, что его убивает курсовая динамика. Все-таки в бюджет на 2019 год был заложен курс доллара на уровне 29,4 грн., а реалии прошедшего года усилили местную валюту до 24 грн.

Что усилило украинскую гривну против воли творцов "украинского экономического чуда"? Ответ прост: доходы гастарбайтеров.

Одновременно с этим упали мировые цены на металл. Дональд Трамп сначала поссорился, а затем помирился с китайцами, и они перешли с украинской кукурузы на американскую. Свободный рынок электроэнергии с лета – рост цены на четверть. Впереди свободный рынок газа. Тоже цена подрастет. И так во всем.

Производить что-либо становится крайне невыгодно. Убытки многих компаний связаны с тем, что они потратили на производство больше, чем получили после конвертации валютной выручки по уменьшенному курсу. Таможенные платежи по импорту тоже упали, поскольку долларовый рост съела укрепившаяся нац валюта.

Помимо невыгодного курса доллара, снижающего гривневую выручку, есть еще фактор статистических манипуляций. Промышленное производство на Украине росло только два месяца подряд. Предвыборных – в марте и в апреле. В марте 2019 года был абсолютно фантастический показатель – рост на 12% (!), который обнародовали в апреле.

При этом есть такая маленькая хитрость – рост не в годовом измерении, а к февралю. Если считать по сравнению с мартом 2018 года, то цифра выходит намного более скромная – плюс 2,1%. А вот в апреле промышленное производство выросло на 5,2% уже к апрелю 2018-го.

А потом сразу упало: в июне зафиксирован спад на 4,8%, а, по итогам октября – 5%. Остальные месяцы, начиная с мая, оказались тоже минусовыми. Почему? Думается, что одна из главных причин – смена правительства Гройсмана (ставленника Порошенко) на Зе-команду. Новые люди в поисках "истины" перестали эти показатели рисовать. В таком случае, сейчас на Украине не падение, а коррекция.

С другой стороны, вспомним, что перед выборами был проведен “аукцион невиданной щедрости”. С 1 марта Кабмин ввел автоматическую индексацию пенсий. В результате пенсия выросла для 8,97 млн. украинцев.

Вот вам, собственно, и драйвер роста ВВП в целом и промышленного производства в два предвыборных месяца. Это вполне объективный фактор, помимо статистических фокусов. Не удивительно, что розничная торговля за первые полгода прибавила почти 18%: большая часть розданных денег была потрачена на продовольственные товары. Остальное на лекарства (фармацевтика медленно, но уверенно растет все месяцы), одежду, мелкие ремонтные работы. Поскольку в валовом внутреннем продукте на Украине на первом месте торговля, то и ВВП подрастает. А так как покупают украинцы в основном еду и всякий импортный ширпотреб, то внутреннее производство падает. Откуда ему расти?