Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Один на один со стихией движения, советчиков в пути и институтов у него нет"

Испокон веков эту профессию называют ведущей или главной на железнодорожном транспорте и будут ещё долго называть до тех пор, пока по рельсам ходят поезда, полностью управляемые человеком. На этой профессии замыкается весь огромный процесс деятельности "железки". Работа движенцев и путейцев, вагонников и составительских бригад, приёмосдатчиков и весовщиков, связистов и энергетиков, бюрократов и линейных служащих, топливников и «пассажирников», экономистов и бухгалтеров, железнодорожных училищ, учебных центров подготовки кадров и вузов, домов отдыха бригад и санаториев, научных лабораторий и опытных мастерских, министров и уборщиц находит свое конечное выражение, свой сплав, решающую точку в процессе движения по рельсам. И этот процесс осуществляется с одного места одним конкретным человеком. Профессия его — машинист.

Ветеран депо Осташков (бывшее ТЧ-34) цех эксплуатации от ТЧЭ-4 В.И. Сорокин машинист 1-го класса квалификации
Ветеран депо Осташков (бывшее ТЧ-34) цех эксплуатации от ТЧЭ-4 В.И. Сорокин машинист 1-го класса квалификации

Машинист один на один со стихией движения

Советчиков и институтов у него нет. Помощник (если он и имеется, поскольку в настоящее время в некоторых видах движения работают уже без помощника, "в одно лицо") ему помогает, но не вмешивается в сам процесс управления поездом.

Машинисты паровоза Вадим Гуков ТЧЭ-12 и Александр Колосков ТЧЭ-4 перед отправлением со станции Фирово с грузовым поездом. Фото: Иван Шаповалов
Машинисты паровоза Вадим Гуков ТЧЭ-12 и Александр Колосков ТЧЭ-4 перед отправлением со станции Фирово с грузовым поездом. Фото: Иван Шаповалов

Порой времени у машиниста на принятие решение имеется лишь полсекунды или меньше. Машинист осуществляет движение. Следовательно, он должен в пути думать за все железнодорожные службы, за всех, кто обеспечивает ему дорогу, уметь предвосхищать, догадываться. Мыслить комплексно, а не односторонне. Если надо — и ошибки чужие исправлять (иногда мгновенно). Охватывать в себе весь процесс творящейся на дороге.

Машинист паровоза Вадим Гуков, ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Иван Шаповалов
Машинист паровоза Вадим Гуков, ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Иван Шаповалов

В старину сакральность этой профессии, её посвященность понимали несопоставимо лучше и глубже, чем сегодня. Трепетное преклонение перед "господином механиком" в былые царские времена (обращение «господин механик» до революции 1917 года одновременно подчеркивало как уважительность тона, так и указывало не только на чин, но и на наличие технического образования) было совершенно справедливо.

"Господа механики" в дореволюционной царской России. Фото из открытых источников в сети
"Господа механики" в дореволюционной царской России. Фото из открытых источников в сети
"Знаменитая есть легенда в локомотивном мире, что в дореволюционные времена к паровозу прибывшего курьерского поезда подбегал с подносом официант из вокзального буфета или повар из вагона-ресторана: «Откушайте, господин механик!» На подносе — штоф и очень хорошая закуска. Механик вкушал, не сходя с паровоза, и степенно благодарил. А уж после ехал в оборотное депо".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"

При тогдашнем несовершенстве пути и подвижного состава от профессионализма машиниста зависело всё. Вождение поездов на винтовых стяжках (фаркопах) до внедрения современной автосцепки СА-3, особенно длинносоставных и тяжеловесных товарных поездов требовало от "господина механика" прямо таки виртуозного искусства управления поездом, а иногда даже и настойчивости всадника. Паровоз серии Ов порой ни в какую не трогался с места, паровая машина системы компаунд вставала что называется "в распорку" и паровоз было буквально не сдвинуть с места. Овладеть таким ремеслом могла только полноценная и незаурядная личность.

Паровоз серии Л на станции Бологое-Московское перед отправлением на Осташков с ретро-поездом N6697. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л на станции Бологое-Московское перед отправлением на Осташков с ретро-поездом N6697. Фото: Алексей Алексеев

Да, для профессии машиниста, так же как и для профессии пилота, нужна совокупность вполне определенных навыков и личностных качеств. Далеко не каждый может стать и быть впоследствии машинистом, взяв на себя всю тяжесть этой профессии. Зачастую, даже многие из опытных локомотивщиков, зная не по наслышке о всех сложностях профессии машиниста, так и остаются всю жизнь работать до пенсии за левым крылом в должности его помощника, не рискуя брать на себя всю полноту и груз ответственности за вверенное дело.

Помощник машиниста на своём рабочем месте за левым крылом в будке паровоза серии Л, станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Помощник машиниста на своём рабочем месте за левым крылом в будке паровоза серии Л, станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Риск и стихия пути, бессонные ночи, вечная борьба со сном, неправильное питание, постоянные сильнейшие нервные напряжения и утомление, необходимость быть спокойным и рассудительным в любые моменты работы, огромный объем профессиональных знаний, опытность и здравость мысли — всё это никогда не утратит значения, пока локомотивом управляет человек.

Машинист заступает на смену морозным зимним вечером на станции Фирово, ОКТ жд, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Машинист заступает на смену морозным зимним вечером на станции Фирово, ОКТ жд, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

И совершенно неважно, каким именно локомотивом — допотопным паровозом из XIX века времен Николая I или новейшим высокоскоростным электропоездом, начиненным компьютерами и современными устройствами безопасности.

Антитезы на станции Бологое-Московское: послевоенный товарный паровоз серии Л и высокоскоростной электропоезд Сапсан
Антитезы на станции Бологое-Московское: послевоенный товарный паровоз серии Л и высокоскоростной электропоезд Сапсан

Стоит сказать ещё несколько слов о работе и значении профессии машиниста в паровозную эру. Не смотря на тяжелые условия работы и из-за невозможности точно рассчитать рациональные режимы ведения поезда работа машиниста паровоза имела свой престиж. В отличии от тепловозов с электровозами, здесь качество и скорость поездки зависели очень от многих факторов: температуры и давления пара, положения регулятора и реверса, уровня воды в котле, сорта применяемого для отопления угля, качества смазки трущихся узлов и деталей и многого другого. Поэтому очень сильно и ценился практический опыт машинистов, благодаря которому и удавалось осуществлять вождение тяжеловесных грузовых поездов с более высокими скоростями.

Мне никто не верил, когда я в публикации о паровозах серии ФД говорил о том, что машинистам тех времён удавалась водить тяжеловесные поезда, массой более 10 000 тонн. Советую им побольше читать соответствующую литературу и посещать технические библиотеки
Мне никто не верил, когда я в публикации о паровозах серии ФД говорил о том, что машинистам тех времён удавалась водить тяжеловесные поезда, массой более 10 000 тонн. Советую им побольше читать соответствующую литературу и посещать технические библиотеки

С уходом паровозов авторитет профессии машиниста локомотива значительно упал.

Поэтому вполне естественно, что профессия машиниста всегда была овеяна не только славой и почестями, но и преданиями. Это труд, как у моряков, лётчиков, шоферов — со своей песней и легендами.

Ваш покорный слуга, автор канала "Заповедная магистраль", машинист 3-го класса ТЧЭ-4 на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ Алексей Алексеев
Ваш покорный слуга, автор канала "Заповедная магистраль", машинист 3-го класса ТЧЭ-4 на маневровом тепловозе ТЭМ18ДМ Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!