Найти в Дзене
Суть профессии

Гуманитарные и технические специальности!

Оглавление
Выбирать профессию в 15-17 лет непросто. Всё усложняется, когда у тебя разные интересы. К счастью, в мире есть профессии, в которых можно совмещать свою любовь и к гуманитарным, и к техническим наукам. Мы сделали для вас подборку гуманитарно-технических специальностей в вузах России, которые помогут эти профессии освоить.

Для удобства разбили текст на части по тому, что нравится делать больше всего:

Люблю разбираться в том, как устроены вещи и явления

  • Фундаментальная и прикладная лингвистика (Компьютерная лингвистика)
  • Системный анализ и управление

Бизнес-информатика Люблю создавать новые артефакты, пространства 

  • Инноватика
  • Архитектура
  • Дизайн архитектурной среды
  • Технология художественной обработки материалов 
  • Технология художественного оформления спектакля

Люблю разбираться в том, как устроены вещи и явления

Фундаментальная и прикладная лингвистика (Компьютерная лингвистика)

Кого готовят и что делает выпускник:

Тех, кто изучает, как языки устроены, пытается перенести эти закономерности в код, который не понимает команд человека напрямую. Могут работать как в науке, занимаясь исследованиями, так и в компаниях, создавая технологическую начинку для продуктов вроде Поиска Яндекса, Google Translate и «Алисы».

Что изучает студент:

Предметы «классической» лингвистики о том, как устроены языки, откуда и как появились, почему стали такими, какими мы их используем. Значительная часть программы — математические модели и программирование, которые помогут реализовать закономерности работы человеческого языка с помощью языка машин.
-2

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — иностранный язык, русский язык, математика
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — обществознание, информатика и ИКТ, литература

Системный анализ и управление

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Тех, кто глубоко изучает явления реального мира и проектирует компьютерные, решает задачи бизнеса. Типичный пример такой системы — система работы с клиентами в интернет-магазине.
  • Системный аналитик проводит большую часть времени в изучении того, как работают процессы в компании, какие есть сложности и возможности для роста, чтобы затем спроектировать и оценить затраты и риски для системы. Важная часть работы системного аналитика — быть передатчиком информации между двумя разными мирами: заказчиками и программистами. 
Аналитик в IT-компании – это, по сути, переводчик с языка заказчиков на язык программистов. То есть я постоянно общаюсь и с программистами, и с заказчиками, анализирую, что нужно заказчику, и перевожу эти требования на язык, понятный программистам.

Что изучает студент:

  • Математические методы в анализе и управлении, методы исследования в социально-технических системах, моделирование.

Бизнес-информатика

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Системных архитекторов и бизнес-аналитиков — специалистов, которые, как и системные аналитики, работают над ПО и it-системами. Разница в том, что они больше проектируют, чем анализируют, в отличие от системного аналитика — больше придумывают, какие блоки должны за какими идти, чтобы собрать нужный продукт.
  • Проведя исследование проблемы заказчика или получив готовое, проектирует информационную систему, продумывают процессы работы с ней, оценивают затраты на реализацию и передают разработчикам.

Что изучает студент:

  • Как разрабатывать информационные системы и управлять ими (программирование, менеджмент), а также то, как работает компания и её процессы (логистика, стратегия, право, финансы). 
Бизнес-аналитику можно дать задачу: «у нас болит там — копай». Он анализирует, что надо изменить в процессе, функционале, и когда проблема ясна — берет на себя руководство проектами по внедрению.

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, иностранный язык, история, география, обществознание
-3

Люблю создавать новые артефакты, пространства 

Инноватика

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Менеджеров по инновациям для бизнеса и государства. Инновации и постоянные улучшения сейчас — ключ к развитию компаний, если они хотят не потеряться в хвосте конкурентной гонки. Работая с инновациями, компания вступает в поле неопределённости — «Никто этого ещё не делал, нам тревожно работать с этим, но мы попробуем и, если получится, обойдём конкурентов». Направление готовит менеджеров, которые смогут ориентироваться в неопределённости, находить новые возможности роста бизнеса и управлять командами инноваторов: программистов, менеджеров продукта, учёных. Основной продукт такого менеджера — инновационный проект, который он реализовал.
  • Профессия сравнительно новая, поэтому круг обязанностей может отличаться от компании к компании, хотя название должности одно и то же. В целом такой менеджер занимается стандартными задачами проектного менеджера (планирует шаги выполнения проекта, составляет бюджеты, ищет людей, контролирует сроки, тушит пожары), а также ищет новые возможности для создания инноваций.

Что изучает студент:

  • Микс из технических, аналитических и экономико-управленческих дисциплин. Первые помогают оценивать потенциал технологий и работать над их созданием, вторые — искать слабые места и принимать взвешенные решения, а третьи — делать так, чтобы затраты были подсчитаны верно, всё происходило вовремя, риски учтены, а конфликты в коллективе решались своевременно.
Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль — способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель — создать некую культуру инноваций. Такая культура — это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне. 

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, физика, химия, иностранный язык

Архитектура

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Тех, кто создаёт города по частям. Цель архитектора — придумать и спроектировать здание совершенно разного назначения: от школ, вокзалов, хрущёвок до небоскребов Нью-Йорка. Поэтому каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов. 
-4
Каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов.
Любое спроектированное здание должно не только не падать под собственным весом, но и вписываться в ландшафт или даже менять его, если это оправдано. Поэтому часть рабочего процесса занимает исследование среды, в которой будет жить здание. Только после этого архитектор берётся за карандаш и мышь, чтобы спроектировать будущую постройку со всех сторон. Важная часть задач — коммуникация и работа с другими участниками процесса: заказчиками, подрядчиками и другими участниками. 

Что изучают:

  • «Архитектура» попала в подборку, потому что несмотря на обилие инженерных знаний и навыков, которыми нужно владеть, работа требует большой изобретательности и даёт широкое поле для выражения идей. Архитектору нужно не просто придумать, как будет выглядеть здание, но и как обойти противоречия городской среды, экономических планов администрации, желаний клиента. 
  • Поэтому будущие архитекторы несколько семестров изучают искусство во разных проявлениях, технологии и материалы строительства и проектирования городской среды, а также инфраструктуры. Главная часть бакалавриата — изучение архитектуры в разных аспектах: от истории и современных течений до охраны памятников

Какие предметы нужно сдавать

  • Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
  • Творческие испытания — архитектурная графика, рисунок

Дизайн архитектурной среды

Кого готовят и что делает выпускник:

Под сложным для понимания названием готовят несколько разных специалистов, у которых одна задача — сделать городскую и не очень среду комфортной. Выпуститься из этой программы можно и ландшафтным дизайнером, и дизайнером интерьеров, и проектировщиком городском инфраструктуры и даже дизайнером мебели в зависимости от вуза.
-5
Как и архитектор, дизайнер городской среды совмещает собственную креативность с ограничениями окружающей среды, чтобы создавать новые пространства для жизни и отдельные их элементы.​
В зависимости от профиля обучения и выбранной профессиональной специализации, выпускники могут работать ландшафтными дизайнерами, дизайнерами интерьера, разработчиками мебели, проектировщиками объектов городской инфраструктуры и т.п. Их задача – всесторонняя разработка объекта дизайна, с учетом его назначения, условий эксплуатации, в том числе природных и погодных, используемых материалов и конструкций. Работают в сотрудничестве с архитекторами и инженерами.

Что изучает студент:

  • И архитектуру, и дизайн по профилю. Отдельное внимание уделяют технологиям работы с материалами и создания предметов. Учатся «понимать» архитектуру и памятники, много моделируют и проектируют.

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, физика, иностранный язык, творческие испытания

Технология художественной обработки материалов 

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Художников по материалам — тех, кто может создать предмет искусства из драгоценных камней, дерева или даже глины. Материалы различаются в зависимости от профиля, но суть одна — взять сырой материал, вложить в него фантазию и руками перевести сырой материал к своему представлению.
  • Проходит полный цикл: от выбора подходящего материала, поиска и покупки до создания концепции и создания изделия.

Что изучает студент:

  • Традиционные для художественных специалистов дисциплины (искусство, рисунок, композиция), а также специфические способы работы с материалом, его устройство и особенности. 

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — физика, химия, информатика и ИКТ, иностранный язык, творческие испытания

Технология художественного оформления спектакля

Кого готовят и что делает выпускник:

  • Художника-технолога, сценографа. Профиль такого художника может различаться в зависимости от места работы (театр с живыми актёрами, кукольным) или от части, над которой он работает (костюмы, свет, декорации). Проще говоря, всё, что вы видите на сцене, кроме актёров — работа сценографа.

Что изучает студент:

  • Зависит от профиля. Изучает историю искусства в целом и по профилю, устройство сцены, рисунок, а также профильные дисциплины — технологии художественного оформления спектакля.

Какие предметы сдавать:

  • Обязательные ЕГЭ — литературы, русский язык
  • Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, иностранный язык, творческие испытания

_______________________________________________________________________

Понравилась статья?Ставь палец вверх!

Делись статьёй друзьями в социальных сетях!

_______________________________________________________________________

Ежедневные публикации в Дзен Суть профессии ! Узнай все о сути профессий!
Подписывайся!

Так же читайте другие наши статьи:

-- Низкооплачиваемые профессии!

-- Профессия Балерина!

-- Профессия Мультипликатор!