Выбирать профессию в 15-17 лет непросто. Всё усложняется, когда у тебя разные интересы. К счастью, в мире есть профессии, в которых можно совмещать свою любовь и к гуманитарным, и к техническим наукам. Мы сделали для вас подборку гуманитарно-технических специальностей в вузах России, которые помогут эти профессии освоить.
Для удобства разбили текст на части по тому, что нравится делать больше всего:
Люблю разбираться в том, как устроены вещи и явления
- Фундаментальная и прикладная лингвистика (Компьютерная лингвистика)
- Системный анализ и управление
Бизнес-информатика Люблю создавать новые артефакты, пространства
- Инноватика
- Архитектура
- Дизайн архитектурной среды
- Технология художественной обработки материалов
- Технология художественного оформления спектакля
Люблю разбираться в том, как устроены вещи и явления
Фундаментальная и прикладная лингвистика (Компьютерная лингвистика)
Кого готовят и что делает выпускник:
Тех, кто изучает, как языки устроены, пытается перенести эти закономерности в код, который не понимает команд человека напрямую. Могут работать как в науке, занимаясь исследованиями, так и в компаниях, создавая технологическую начинку для продуктов вроде Поиска Яндекса, Google Translate и «Алисы».
Что изучает студент:
Предметы «классической» лингвистики о том, как устроены языки, откуда и как появились, почему стали такими, какими мы их используем. Значительная часть программы — математические модели и программирование, которые помогут реализовать закономерности работы человеческого языка с помощью языка машин.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — иностранный язык, русский язык, математика
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — обществознание, информатика и ИКТ, литература
Системный анализ и управление
Кого готовят и что делает выпускник:
- Тех, кто глубоко изучает явления реального мира и проектирует компьютерные, решает задачи бизнеса. Типичный пример такой системы — система работы с клиентами в интернет-магазине.
- Системный аналитик проводит большую часть времени в изучении того, как работают процессы в компании, какие есть сложности и возможности для роста, чтобы затем спроектировать и оценить затраты и риски для системы. Важная часть работы системного аналитика — быть передатчиком информации между двумя разными мирами: заказчиками и программистами.
Аналитик в IT-компании – это, по сути, переводчик с языка заказчиков на язык программистов. То есть я постоянно общаюсь и с программистами, и с заказчиками, анализирую, что нужно заказчику, и перевожу эти требования на язык, понятный программистам.
Что изучает студент:
- Математические методы в анализе и управлении, методы исследования в социально-технических системах, моделирование.
Бизнес-информатика
Кого готовят и что делает выпускник:
- Системных архитекторов и бизнес-аналитиков — специалистов, которые, как и системные аналитики, работают над ПО и it-системами. Разница в том, что они больше проектируют, чем анализируют, в отличие от системного аналитика — больше придумывают, какие блоки должны за какими идти, чтобы собрать нужный продукт.
- Проведя исследование проблемы заказчика или получив готовое, проектирует информационную систему, продумывают процессы работы с ней, оценивают затраты на реализацию и передают разработчикам.
Что изучает студент:
- Как разрабатывать информационные системы и управлять ими (программирование, менеджмент), а также то, как работает компания и её процессы (логистика, стратегия, право, финансы).
Бизнес-аналитику можно дать задачу: «у нас болит там — копай». Он анализирует, что надо изменить в процессе, функционале, и когда проблема ясна — берет на себя руководство проектами по внедрению.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, иностранный язык, история, география, обществознание
Люблю создавать новые артефакты, пространства
Инноватика
Кого готовят и что делает выпускник:
- Менеджеров по инновациям для бизнеса и государства. Инновации и постоянные улучшения сейчас — ключ к развитию компаний, если они хотят не потеряться в хвосте конкурентной гонки. Работая с инновациями, компания вступает в поле неопределённости — «Никто этого ещё не делал, нам тревожно работать с этим, но мы попробуем и, если получится, обойдём конкурентов». Направление готовит менеджеров, которые смогут ориентироваться в неопределённости, находить новые возможности роста бизнеса и управлять командами инноваторов: программистов, менеджеров продукта, учёных. Основной продукт такого менеджера — инновационный проект, который он реализовал.
- Профессия сравнительно новая, поэтому круг обязанностей может отличаться от компании к компании, хотя название должности одно и то же. В целом такой менеджер занимается стандартными задачами проектного менеджера (планирует шаги выполнения проекта, составляет бюджеты, ищет людей, контролирует сроки, тушит пожары), а также ищет новые возможности для создания инноваций.
Что изучает студент:
- Микс из технических, аналитических и экономико-управленческих дисциплин. Первые помогают оценивать потенциал технологий и работать над их созданием, вторые — искать слабые места и принимать взвешенные решения, а третьи — делать так, чтобы затраты были подсчитаны верно, всё происходило вовремя, риски учтены, а конфликты в коллективе решались своевременно.
Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль — способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель — создать некую культуру инноваций. Такая культура — это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, физика, химия, иностранный язык
Архитектура
Кого готовят и что делает выпускник:
- Тех, кто создаёт города по частям. Цель архитектора — придумать и спроектировать здание совершенно разного назначения: от школ, вокзалов, хрущёвок до небоскребов Нью-Йорка. Поэтому каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов.
Каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов.
Любое спроектированное здание должно не только не падать под собственным весом, но и вписываться в ландшафт или даже менять его, если это оправдано. Поэтому часть рабочего процесса занимает исследование среды, в которой будет жить здание. Только после этого архитектор берётся за карандаш и мышь, чтобы спроектировать будущую постройку со всех сторон. Важная часть задач — коммуникация и работа с другими участниками процесса: заказчиками, подрядчиками и другими участниками.
Что изучают:
- «Архитектура» попала в подборку, потому что несмотря на обилие инженерных знаний и навыков, которыми нужно владеть, работа требует большой изобретательности и даёт широкое поле для выражения идей. Архитектору нужно не просто придумать, как будет выглядеть здание, но и как обойти противоречия городской среды, экономических планов администрации, желаний клиента.
- Поэтому будущие архитекторы несколько семестров изучают искусство во разных проявлениях, технологии и материалы строительства и проектирования городской среды, а также инфраструктуры. Главная часть бакалавриата — изучение архитектуры в разных аспектах: от истории и современных течений до охраны памятников
Какие предметы нужно сдавать
- Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
- Творческие испытания — архитектурная графика, рисунок
Дизайн архитектурной среды
Кого готовят и что делает выпускник:
Под сложным для понимания названием готовят несколько разных специалистов, у которых одна задача — сделать городскую и не очень среду комфортной. Выпуститься из этой программы можно и ландшафтным дизайнером, и дизайнером интерьеров, и проектировщиком городском инфраструктуры и даже дизайнером мебели в зависимости от вуза.
Как и архитектор, дизайнер городской среды совмещает собственную креативность с ограничениями окружающей среды, чтобы создавать новые пространства для жизни и отдельные их элементы.
В зависимости от профиля обучения и выбранной профессиональной специализации, выпускники могут работать ландшафтными дизайнерами, дизайнерами интерьера, разработчиками мебели, проектировщиками объектов городской инфраструктуры и т.п. Их задача – всесторонняя разработка объекта дизайна, с учетом его назначения, условий эксплуатации, в том числе природных и погодных, используемых материалов и конструкций. Работают в сотрудничестве с архитекторами и инженерами.
Что изучает студент:
- И архитектуру, и дизайн по профилю. Отдельное внимание уделяют технологиям работы с материалами и создания предметов. Учатся «понимать» архитектуру и памятники, много моделируют и проектируют.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, физика, иностранный язык, творческие испытания
Технология художественной обработки материалов
Кого готовят и что делает выпускник:
- Художников по материалам — тех, кто может создать предмет искусства из драгоценных камней, дерева или даже глины. Материалы различаются в зависимости от профиля, но суть одна — взять сырой материал, вложить в него фантазию и руками перевести сырой материал к своему представлению.
- Проходит полный цикл: от выбора подходящего материала, поиска и покупки до создания концепции и создания изделия.
Что изучает студент:
- Традиционные для художественных специалистов дисциплины (искусство, рисунок, композиция), а также специфические способы работы с материалом, его устройство и особенности.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — физика, химия, информатика и ИКТ, иностранный язык, творческие испытания
Технология художественного оформления спектакля
Кого готовят и что делает выпускник:
- Художника-технолога, сценографа. Профиль такого художника может различаться в зависимости от места работы (театр с живыми актёрами, кукольным) или от части, над которой он работает (костюмы, свет, декорации). Проще говоря, всё, что вы видите на сцене, кроме актёров — работа сценографа.
Что изучает студент:
- Зависит от профиля. Изучает историю искусства в целом и по профилю, устройство сцены, рисунок, а также профильные дисциплины — технологии художественного оформления спектакля.
Какие предметы сдавать:
- Обязательные ЕГЭ — литературы, русский язык
- Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, иностранный язык, творческие испытания
_______________________________________________________________________
Понравилась статья?Ставь палец вверх!
Делись статьёй друзьями в социальных сетях!
_______________________________________________________________________
Ежедневные публикации в Дзен Суть профессии ! Узнай все о сути профессий!
Подписывайся!