В советских изданиях о 2-й мировой войне и даже в некоторых мемуарах участников той войны встречались высказывания о том, будто немецким летчикам платили деньги за сбитые самолеты. И уже тогда у меня возник вопрос: а платили ли дополнительные деньги «за победы» нашим героям? Первый ответ на этот вопрос я нашел в мемуарах Трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, где автор упомянул о купленных на «черном рынке» на «победные» деньги продуктах. Но более подробно разобраться в данном вопросе мне помогла книга М.В. Кустова «Цена победы в рублях», вышедшая в 2010 году, в которой приведено множество документов военного времени, касающихся именно денежных вопросов.
То, что информация о денежных выплатах за победы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии в советское время постоянно «обходилась стороной» - понятно. Партийные органы не желали допустить, чтобы у нового поколения советских людей из-за этого знания появилась мысль, что на ратные свершения бойцов РККА двигала не ненависть к врагу и стремление защитить Родину, а меркантильный интерес. Нет. Конечно же, советские солдаты и офицеры шли в бой из горячего чувства патриотизма; они своих жизней не щадили, чтобы защитить от пришедших на нашу землю захватчиков страну, и с нею - свой родной дом. Однако жизнь есть жизнь, и финансовые вопросы во все времена остаются достаточно важными, а люди всегда остаются просто людьми. И хотя военнослужащие находятся на полном государственном обеспечении (одежда, питание, оружие предоставляются государством), то все же в обиходе и им требуются какие-то средства для удовлетворения личных нужд. Даже молодым солдатам, обеспеченным полностью и не обремененным семьей, иногда хочется «побаловаться чем-нибудь вкусненьким» в лавке Военторга (это мне известно по собственному опыту службы). А в военное время среди призванных из запаса рядовых было много семейных людей, которым очень хотелось поддержать оставшихся дома без кормильца жен и детей хоть каким-то «рублем». Семейной была и значительная часть офицеров; а ведь и их семьи не состояли на государственном довольствии. В общем, даже в «период построения социализма» финансовые вопросы в СССР оставались достаточно важными, и я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы осветить данную тему, ничуть не умаляя при этом патриотические чувства бойцов Советской Армии, не за деньги, а за Родину сражавшихся с иноземными захватчиками.
Но прежде, чем рассказать о том, какое денежное довольствие было у бойцов Советской армии в годы Великой Отечественной войны, и какие добавочные выплаты они получали по результатам боевой работы, нужно рассказать о расценках на наиболее ходовые товары того времени. Благодаря этому у читателей появится возможность оценить, чего и сколько мог купить на свои деньги военнослужащий (или его семья на присланные им деньги). Ведь сама цифра имеющейся суммы абстрактна до тех пор, пока нельзя сравнить «капитал – стоимость товара»…
ЦЕНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НА ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ
Итак, во время войны наиболее ходовые товары имели следующие цены. Булка черного хлеба стоила 1 рубль; бутылка водки (0,5 литра) – 11 рублей 40 копеек; колбаса «Краковская» (1 кг) – 17 рублей 50 копеек; папиросы «Казбек» (1 пачка) – 3 рубля 15 копеек; конферы шоколадные «Весна» (1 кг) - 20 рублей; мыло «Красный мак» - 1 рубль 50 копеек. Но это - государственные расценки на товары. Причем купить их по таким ценам можно было очень ограниченное количество – согласно имеющемуся числу продовольственных карточек, определявших «по головам» расход продовольствия среди населения СССР (если вообще тот или иной товар имелись в наличии). И больше того, что тебе положено по карточкам – ни-ни: это перерасход дефицитного продовольствия, дело подсудное! Если же у тебя есть деньги и ты хочешь увеличить свою пайку – иди на «черный рынок»: там карточек не спрашивают. Но там и цены другие…
А на «черном рынке» в годы войны цены были примерно такие:
Булка черного хлеба обходилась не в 1 рубль, как в государственном магазине, а во все 200 рублей; белый хлеб – вообще в 300! Бутылка водки стоила от 300 до 500 рублей (как повезет сторговаться), но это в Москве; в других городах и селах цена бутылки водки или самогона доходила до 700-800 рублей. Стакан хорошего табака обходился в 30-50 рублей, самосада-махорки – в 10 рублей; пачка папирос «Казбек» (воспоминание о довоенных временах!) стоила 75 рублей. А вот за килограмм соленого сала приходилось выкладывать уже целых 1.500 рублей!
Так что разрыв между государственными и рыночными ценами был огромный; но – таковы реалии тяжелого военного времени…
ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РККА
Рядовой пехотинец – стрелок получал в месяц 17 рублей, ефрейтор – 25, младший сержант – 30, а сержант – 35 рублей. Появившиеся в ходе войны бойцы штрафных рот имели «вполовину урезанное» от рядовых стрелков довольствие в 8 рублей 50 копеек.
Солдатам, владевшим автоматическим оружием, которое составляло главную огневую мощь подразделений, шли доплаты «за специальность»: автоматчикам и 1-м номерам пулеметных расчетов доплачивали сверх положенного месячного довольствия еще 12 рублей 50 копеек. Бойцы Воздушно-Десантных Войск имели оклады, по званиям и специальностям соответствующие вышеприведенным, но с надбавкой 25% «за риск профессии».
Денежное довольствие офицеров зависело от занимаемой должности. Командир взвода (обычно это был лейтенант) в месяц получал 800 рублей, командир батальона (майор, иногда капитан) – 1.100 рублей. «Зарплаты» генеральского состава были значительно выше: командир корпуса (генерал-майор или генерал-лейтенант) имел в месяц 2.500 рублей, командующий армии (генерал–полковник или генерал армии) – 3.200 рублей, командующий фронтом (генерал армии или маршал) – 4.000 рублей в месяц.
Все приведенные выше суммы – для войск, находящихся НЕ НА ПЕРЕДОВОЙ. В войсках же, участвующих в боях, всем военнослужащим от рядового до командующего шла надбавка в 25% (летчикам сверх того – еще 10% за каждый вылет). Опыт войны уже в 1941 году показал, что особо важную роль в бою играют средства противотанковой обороны (артиллерия ПТО), которые «выбивают» основную массу вражеских танков, но и несут при этом очень большие потери. Поэтому всем бойцам младшего состава артиллерии ПТО был утвержден двойной оклад по сравнению с остальными войсками, а офицерам ПТО – полуторный. Такая же роспись окладов была принята и для гвардейских частей, появившихся в Советской армии осенью 1941 года.
Так же боевой опыт выявил высокую эффективность и важность на поле боя снайперов. Поэтому командованием были утверждены размеры доплаты «за специальность» в зависимости от полученного снайпером разряда: низшему разряду вдобавок к положенному по званию окладу в месяц доплачивали 100 рублей, а высшему – 200 рублей (снайперами обычно работали рядовые и сержанты; у офицеров были совершенно другие задачи).
РАЗОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ БОЕВОЙ РАБОТЫ
Все вышеперечисленное относится к ежемесячному денежному довольствию основных родов войск. А теперь поговорим о разовых выплатах «премий по результатам боевой работы».
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ:
Впервые премии по результатам боевой работы были введены в СССР вскоре после начала войны, и в первую очередь – в авиации. Уже 8 августа 1941 г И.В. Сталин подписал приказ о поощрении летчиков, бомбивших Берлин, по которому всем членам экипажей бомбардировщиков, осуществивших этот налет, было выдано по 2.000 рублей. А 19 августа был издан приказ № 0299, согласно которому за каждый сбитый вражеский самолет лётчик должен получать 1.000 рублей. Кроме того, в приказе предусматривалась выплата премий «за успешные штурмовые действия по войскам противника» (от 1.500 до 5.000 рублей в зависимости от количества вылетов за день), и «за уничтожение самолётов противника на аэродромах» (от 1.500 до 5.000 рублей). А ещё каждому члену экипажа ближнебомбардировочной и штурмовой авиации «за выполнение боевых заданий по уничтожению и разрушению объектов противника» выдавали от 1.000 до 5.000 рублей премиальных (в зависимости от количества вылетов за сутки и времени суток), экипажам дальнебомбардировочной авиации «за бомбардировку промышленных и военных объектов» — по 500 рублей. А если бомбили так называемый политический центр (Берлин), то сумма выплат увеличивалась в 4 раза (до тех же 2.000 рублей, что выплатили первым пилотам, отбомбившимся по Берлину).
В июне 1942 г эти расценки были скорректированы в приказе № 0489: теперь за уничтоженный истребитель противника платили 1.000 рублей, за транспортный самолет – 1.500 рублей, за сбитый бомбардировщик – 2.000 рублей. Тогда же было установлено, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику-истребителю за уничтожение 10 истребителей или 5 бомбардировщиков (при получении Золотой Звезды Герой получал дополнительно 5.000 рублей). В вышедшем одновременно приказе № 0490 устанавливались расценки для штурмовиков: 1.000 рублей за каждые 4 вылета на задание с полной бомбовой нагрузкой.
Окончательная корректировка расценок, оставшаяся до конца войны, была проведена в сентябре 1943 г. Теперь за каждый сбитый бомбардировщик, транспортный самолет или разведчик платили 1.500 рублей, за самолеты остальных типов – 1.000 рублей. Для получения звания Героя теперь летчику было необходимо сбить 15 самолетов любых типов. В этом же приказе определялись расценки за уничтоженный железнодорожный транспорт: разбитый паровоз стоил 750 рублей для пилота и штурмана, 500 рублей для остальных членов экипажа бомбардировщика или штурмовика. Тогда же были определены расценки на самые дорогостоящие цели - морские. Так, за потопление эсминца или подводной лодки врага летчику и штурману должны были выплатить по 10.000 рублей, остальным членам экипажа - по 2.500 рублей. За уничтоженное транспортное судно летчик и штурман получали по 3.000 рублей, остальной экипаж - по 1.000 рублей. Сторожевой корабль или тральщик стоили летчику и штурману 2.000 рублей, остальному экипажу - 500 рублей; потопленная баржа – 1.000 и 500 рублей соответственно.
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА:
После того, как в начальный период войны были обеспечены поощрительными мерами советские летчики, от действий которых во многом зависели успех или неудача как наземных, так и морских операций, командование задумалось о поощрении героев и других родов войск. И на первой очереди оказались «боги войны» - артиллеристы. Общеизвестно, что главной ударной силой на полях сражений Великой Отечественной войны считались танки. А немцы пользовались своими бронетанковыми подразделениями очень умело, успешно взламывая ими оборону советских войск не только в 1941, но и в 1942-м… И, как уже говорилось выше, главным противником немецких танков были именно артиллеристы, «перемалывавшие» стальные клинья германских танковых колонн в обгорелые опилки. Поэтому 1 июля 1942 года ГКО издал приказ № 0528, по которому артиллеристы вознаграждались денежными премиями за каждый подбитый танк: 1.000 рублей полагалась командиру орудия и наводчику, 500 рублей – остальным членам расчета. Интересно, что на таких суммах настоял И.В. Сталин; в проекте приказа значились более скромные цифры. Правда, почти через год, 24 июня 1943, эти премиальные все же «урезали» до проектных. Не то меньше стало денег у командования, не то – танков у противника (хотя «на носу» была Курская битва, в которой опять главной ударной силой немцев выступили танки). С момента издания приказа № 0387 за подбитый вражеский танк командир и наводчик стали получать по 500 рублей, а остальные члены расчета – по 200. Такие же «расценки» были установлены и для экипажей танкистов. Тем же приказом устанавливались «наградные» и для «бронебойщиков»: 1-й номер расчета противотанкового ружья (стрелок) за подбитый танк получал 500 рублей, 2-й номер (заряжающий) – 250 рублей. Пехотинец же за индивидуальное уничтожение танка ручной гранатой вознаграждался 1.000 рублей (подбить танк гранатой было делом сложным и очень опасным).
Интересно, что за спасение советских танков платили намного больше, чем за уничтожение немецких! За эвакуацию своих подбитых танков с территории противника полагалось: 5.000 рублей за тяжелый КВ-1, 2.000 рублей – за средний Т-34 и 500 рублей за «малютки» Т-60 и Т-70 (правда, эта сумма выдавалась не одному человеку, а всей эвакуационной бригаде для справедливого дележа).
Десантники сверх своих «усиленных зарплат» за участие в десантной операции с высадкой в тылу противника получали дополнительно по 500 рублей, офицерам же ВДВ за такую операцию выплачивались премиальные в размере месячного оклада.
ВЫПЛАТЫ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Война принесла много бед и потерь. Ни одно сражение, ни одна победа не обходятся без жертв со стороны участвующих в бою военнослужащих. И, как правило, погибшие – здоровые работоспособные мужчины, ранее содержавшие свои семьи и обеспечивавшие их средствами к существованию. Что же получали от государства семьи, потерявшие на войне своего кормильца?
Семьям погибших из рядового и сержантского состава выплачивалось ежемесячное денежное пособие: при наличии одного нетрудоспособного (ребенка или инвалида) – 100 рублей, двух – 150 рублей, трех и более – 200 рублей. Но это семьям, проживавшим в городе. Семьи в сельской местности, потерявшие на войне кормильца, получали только 50% от указанных выше сумм (видимо, считалось, что подсобное хозяйство поможет прожить). Вдовам офицеров при тех же условиях выплачивали: 10.000 рублей при одном иждивенце, 15.000 - при двух, и 20.000 рублей – при трех, а вдовам генералов: 50.000, 75.000 и 100.000 рублей соответственно.
Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!