Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Что происходит с людьми в скульптурах безумного Франца Мессершмидта?

Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников
Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников

Австрийский скульптор 18 века Франц Мессершмидт ваял самые обычные бюсты венской знати в стиле античного идеализма. Работа шла, поступали заказы, все было хорошо, пока в один день художник не заболел. Исследователи так и не пришли к общему мнению, какой именно недуг срубил Франца, но вышел из болезни он совсем другим человеком, говорят, даже слегка безумным, и принялся создавать ни на что не похожие экспрессивные бюсты.

Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников
Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников

Некоторым работам скульптор позировал самостоятельно, пока не покосился в лице. Он считал себя обязанным, во что бы то ни стало, изобразить весь спектр человеческих эмоций, выражаемых мимикой, и очень сетовал, что работа бы шла быстрее и лучше, если бы «злые духи» не мешали ему творить. Что за демоны посещали фантазию Мессершмидта, тоже доподлинно неизвестно. Впрочем, легко тронуться умом, живя затворником в маленькой комнатке, забитой десятками лиц, гримасничающих и насмехающихся над тобой.

Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников
Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников

Свою работу скульптор считал большим проектом по каталогизации «шестидесяти четырёх различных разновидностей гримас», это все, что казалось Мессершмидту важным, и он очень спешил закончить свое дело. Нам это известно лишь потому, что на какое-то время с ним сошелся писатель Фридрих Николай, посещавший мастерскую и оставивший записи о своих впечатлениях от этих посещений.

После кризиса и ухода в себя, о Фридрихе мало что было слышно, он впал в немилость и у двора, и у художественной элиты. Только благодаря комментариям некоторых современников, можно понять, что проект «Характерные головы» был отражением и эстетических, и духовных поисков скульптора.

Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников
Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников

В 18 веке процесс познания шел довольно активно, совершались попытки постичь основы психологии, но еще довольно крепким было мнение, что черты лица напрямую связаны с душой человека.

На эту тему высказался писатель-сатирик Георг Кристоф Лихтенберг:

«Мы не можем увидеть ум, если только он не проявляется в выражении лица. Лица большого собрания можно было бы назвать историей человеческого разума, написанной своеобразными китайскими пиктограммами. Лицо отражает состояние ума, и изменение его выражения связано с изменениями в том, что это породило».

Это мысль вполне характеризовала понятия того времени, относительно физического и духовного в человеке. Этакая одухотворённая анатомия. В любом случае, не только научный, но и художественный интерес представляют бюсты из цикла «Характерных голов».

Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников
Бюст из серии работ "Характерные головы" Ф. Мессершмидта. Фото из свободных источников

Своим экспонатам он давал названия с номерами (Эмоция 2, например), или конкретное описание: скука, досада, издевка и т.д. Реальный спектр человеческих эмоций, но комично преувеличенный. Однако, для автора из 18 века, Мессершмидт демонстрировал потрясающее мастерство. Не каждому подробно удалось бы передать неуловимость эмоции в таком сложном материале, как мрамор, например.

Загадочный антураж его работ в современном искусстве оказался лишь на пользу. Не так давно аукцион Сотбис продал «голову» из серии Мессершмидта за 5 миллионов долларов.

Возможно, период уединения был нелегким для скульптора. Умственное помрачение Мессершмидта не только подарило миру уникальные произведения искусства, но и окончательно подорвало его здоровье. Он всерьез считал, что демоны мучают его за оглашенную тайну – раскрытие сути истинных человеческих пропорций. Говорят, под конец жизни лицо Мессершмидта была обезображено, из-за гримас, которые он корчил, создавая свои удивительные бюсты.