Австрийский скульптор 18 века Франц Мессершмидт ваял самые обычные бюсты венской знати в стиле античного идеализма. Работа шла, поступали заказы, все было хорошо, пока в один день художник не заболел. Исследователи так и не пришли к общему мнению, какой именно недуг срубил Франца, но вышел из болезни он совсем другим человеком, говорят, даже слегка безумным, и принялся создавать ни на что не похожие экспрессивные бюсты.
Некоторым работам скульптор позировал самостоятельно, пока не покосился в лице. Он считал себя обязанным, во что бы то ни стало, изобразить весь спектр человеческих эмоций, выражаемых мимикой, и очень сетовал, что работа бы шла быстрее и лучше, если бы «злые духи» не мешали ему творить. Что за демоны посещали фантазию Мессершмидта, тоже доподлинно неизвестно. Впрочем, легко тронуться умом, живя затворником в маленькой комнатке, забитой десятками лиц, гримасничающих и насмехающихся над тобой.
Свою работу скульптор считал большим проектом по каталогизации «шестидесяти четырёх различных разновидностей гримас», это все, что казалось Мессершмидту важным, и он очень спешил закончить свое дело. Нам это известно лишь потому, что на какое-то время с ним сошелся писатель Фридрих Николай, посещавший мастерскую и оставивший записи о своих впечатлениях от этих посещений.
После кризиса и ухода в себя, о Фридрихе мало что было слышно, он впал в немилость и у двора, и у художественной элиты. Только благодаря комментариям некоторых современников, можно понять, что проект «Характерные головы» был отражением и эстетических, и духовных поисков скульптора.
В 18 веке процесс познания шел довольно активно, совершались попытки постичь основы психологии, но еще довольно крепким было мнение, что черты лица напрямую связаны с душой человека.
На эту тему высказался писатель-сатирик Георг Кристоф Лихтенберг:
«Мы не можем увидеть ум, если только он не проявляется в выражении лица. Лица большого собрания можно было бы назвать историей человеческого разума, написанной своеобразными китайскими пиктограммами. Лицо отражает состояние ума, и изменение его выражения связано с изменениями в том, что это породило».
Это мысль вполне характеризовала понятия того времени, относительно физического и духовного в человеке. Этакая одухотворённая анатомия. В любом случае, не только научный, но и художественный интерес представляют бюсты из цикла «Характерных голов».
Своим экспонатам он давал названия с номерами (Эмоция 2, например), или конкретное описание: скука, досада, издевка и т.д. Реальный спектр человеческих эмоций, но комично преувеличенный. Однако, для автора из 18 века, Мессершмидт демонстрировал потрясающее мастерство. Не каждому подробно удалось бы передать неуловимость эмоции в таком сложном материале, как мрамор, например.
Загадочный антураж его работ в современном искусстве оказался лишь на пользу. Не так давно аукцион Сотбис продал «голову» из серии Мессершмидта за 5 миллионов долларов.
Возможно, период уединения был нелегким для скульптора. Умственное помрачение Мессершмидта не только подарило миру уникальные произведения искусства, но и окончательно подорвало его здоровье. Он всерьез считал, что демоны мучают его за оглашенную тайну – раскрытие сути истинных человеческих пропорций. Говорят, под конец жизни лицо Мессершмидта была обезображено, из-за гримас, которые он корчил, создавая свои удивительные бюсты.