У бога Юпитера, покровителя римского государства, было много обличий. Как Юпитер Дапалис, он отвечал за земледелие и обильные урожаи. Как Юпитер Терминус был хранителем всех границ — начиная с межей между земельными участками крестьян и до лимеса, границы всей римской державы. Юпитер Либертас хранил свободу граждан Рима, Юпитер Оптимус Максимус Сотер («Лучший, Величайший, Спаситель») был воплощением божественной власти. Победу в войне даровал Юпитер Виктор («победитель»), но триумфальное шествие посвящалось иной его ипостасти — Юпитеру Феретриусу («подателю добычи»).
Триумф был прямо связан с количеством побеждённых врагов и взятой при этом добычи, включая пленных и обращённых в рабство. На триумфальном шествии было принято показывать всё, что смогли захватить в результате победы доблестные римские полководцы. Если же такой показ был невозможен, например если главным результатом победы в войне были захваченные земли врагов, то нужно было изобразить эту часть добычи символически. Лучше всего было провести во время шествия взятого в плен вождя или царя побеждённого народа. Когда Гай Марий завершил войну с Нумидией и взял в плен царя Югурту, во время его триумфа нумидийского правителя обрядили в лучшую одежду и драгоценности и провели в триумфальной процессии.
Но у римлян был ещё один, самый почётный вариант трофея, дававшего право на особые почести для триумфатора. Это так называемые Spolia opima («пышные доспехи»). Если римский полководец убивал вражеского предводителя в поединке, то снятые с побеждённого доспехи считались самым лучшим даром богам. Их прикрепляли к шесту, проносили в триумфальном шествии, после чего помещали в храм Юпитера Феретриуса.
Этот трофей был исключительно редок, за всю историю Древнего Рима зафиксировано всего три таких триумфа. Первый отпраздновал сам основатель Рима Ромул, победивший царя города Ценина Акрона. Второй в 439 г. до н.э. получил военный трибун с консульскими полномочиями Авл Корнелий Косс, сразивший в битве царя этрусского города Вейи Ларса Толумния. Третий заслужил консул Марк Клавдий Марцелл, в 222 году до н. э. победивший царя народа инсубров Вертомара.
Было ещё несколько претендентов на этот трофей. Они тоже победили в поединках вражеских вождей. Тит Манлий Торкват в 361 году до н. э. убил знатного галла в поединке на Аниенском мосту. Во время войны в Помптине в 349 году до н. э. военный трибун Марк Валерий Корв убил вождя сенонов. Наконец, в 151 году до н. э. в Испании военный трибун Сципион Эмилиан убил ваккейского вождя при осаде города Интеркации. Но им триумфы с обрядом Spolia opima не достались, поскольку все они в момент совершения подвига были подчинены другим римским полководцам.
В анналах римской истории отмечен ещё один претендент на «пышный доспех». Это консул Марк Лициний Красс, внук своего знаменитого тёзки, входившего в первый триумвират вместе с Юлием Цезарем. Второй триумвират занёс его имя в проскрипционный список, поэтому юному Марку Лицинию пришлось бежать из Рима. Позже он вернулся в Италию и примкнул к сторонникам Марка Антония. Но в 31 г. до н.э. он перешёл на сторону Октавиана Августа и получил консульский титул. Сенат выдал ему полномочия проконсула (наместника) и отправил в Македонию, оборонять эту провинцию от варваров. С этой задачей Марк Лициний успешно справился.
Красс нанес поражение племени даков и разгромил вторгшихся из-за Дуная бастарнов. При этом он собственноручно убил в бою их царя Дельдона. Затем Марк Лициний покорил большую часть Мёзии и разгромил фракийские племена медов и сердов. В результате его походов Мёзия вскоре стала новой провинцией Римской Империи. Сенат особо отметил ещё одно достижение Марка Лициния. Ему удалось отбить у бастарнов значки легионов, попавшие им в руки после разгрома армии Антония Гибриды в 62 до н. э. В 29 году до н. э. войска провозгласили Лициния императором (в то время это был почётный воинский титул, а не название правителя Рима) и по возвращении в столицу 4 июля 27 года ему был устроен триумф.
Марк Лициний считал, что лично победив царя Дильдона в поединке, он имеет полное право пронести его доспех в триумфальном шествии, став таким образом четвёртым римлянином, заслужившим Spolia opima. Однако принцип (то есть «первый в сенате», фактический правитель Рима) Октавиан Август считал иначе. Ему совсем не был нужен слишком популярный полководец, который мог стать его политическим соперником.
Читайте также: Спецслужбы древнего Рима
По свидетельству римского историка Диона Кассия, Октавиан заявил, что Красс одерживал победы, находясь под его верховным командованием, а значит, права на обряд Spolia opima не имеет. За все последующие века истории Римской Империи больше не было ни одного случая проведения триумфа со Spolia opima.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев