Найти тему
История рыцарства

Православные рыцарские ордена против турок-османов

Политика агрессивного захвата новых территорий, осуществляемая государствами Креста и Полумесяца привела к неизбежному конфликту, затянувшемуся на века и получившему в историографии название «Священная война». Впервые данный термин употребил в 1063 г. Папа Александр II в отношении вестготов, сражавшихся на Пиренейском полуострове с арабами, направлявшимися в Европу. Другими словами, христианство признало священную войну в XI в., как «защиту христианских земель от не верных». Право на определение «неверных» каждое государство оставляло за собой. Та или иная трансформация термина «неверный» не имела существенного значения. В Чехии и Моравии «неверными» были гусситы и табориты, в отношении которых данный термин видоизменился в «еретиков». Запорожские казаки, с точки зрения турков-османов являющиеся «неверными», боролись за право оставаться в лоне православной церкви.

Воспользоваться правом на защиту своей религии и территории нашлось много добровольцев. Всего этого, однако, было недостаточно. Имея столь незначительные силы, государствам было необходимо создать эффективную систему внутренней обороны. Они стали строить защитные укрепления. На формирование постоянных гарнизонов этих укреплений уходило большое количество защитников, содержание которых существенно отягощало государственную казну. Все это подталкивало власти к временному найму на службу профессиональных рыцарей и к созданию отрядов из легковооруженных местных жителей (не всегда христиан). Тем не менее, и этого было слишком мало, чтобы обеспечить безопасность.

Необходимо было найти решение, которое обеспечивало бы государствам защиту рубежей силами рыцарства, содержание которого при этом не отягощало бы государственной казны и не требовало бы участия собственного личного состава.

Решением вышеуказанных военных проблем должно было стать создание рыцарских орденов. Это не означает, что идея их создания появилась так поздно (в XII в.). Рубеж XI и XII вв. стал временем поисков новых форм служения Богу. Многие рыцари хотели служить Богу, однако они слишком сильно привыкли к оружию, чтобы заменить его монашескими одеждами. Им легче было рисковать жизнью, защищая Святое Евангелие, чем решиться на монастырскую аскезу. Рыцарские ордена давали им идеальную возможность удовлетворения своих духовных потребностей. На месте рыцари полностью отдавали себя «военному ремеслу». Многие потом оставались на добытых территориях. Некоторые и дальше хотели служить Богу оружием, а не плугом. На новые территории, занятые государствами стали прибывать большие группы переселенцев. Однако быстро выяснилось, что малочисленные военные гарнизоны, занятые строительством укреплений, не могут защитить растущее число переселенцев от нападений враждебно настроенных агрессоров. Ответом православного мира на этот вызов стало создание рыцарских орденов.

Апофеозом религиозных войн стала сама цель существования рыцарских орденов, которая из поддержки внутреннего тыла завоеваний превратилась в борьбу против агрессии новых агрессивных религий. В случае с гусситами, это была борьба за право остаться протестантами, в то время как запорожское казачество было щитом сопротивления православного мира против агрессии мусульманского и католического миров.

Читайте также:

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 1.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 2.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 3.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 4.

Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 1

Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 2

Щит средневековой Европы

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 1

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 2

Святые и предатели. Итоги и последствия битвы на Косовом поле 1389 г.

Рыцарь Ордена Дракона: Витовт

Рыцарь Ордена Дракона: Николас II Гараи

Рыцарь Ордена Дракона: Освальд фон Волькенштейн

Рыцарь Ордена Дракона: Влад II Дракул

Знаковые фигуры Никопольского крестового похода

Спасибо. Не забудьте подписаться на канал ИСТОРИИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ и поставить лайк:)