Мы вступили в противоборство с горшком в 1,5 года и победили этот девайс только в 2,5, когда я применила методики АВА. Они подойдут как для детей с РАС и УО, так и для нейротипичных детей, родители которых отчаялись приучить их традиционными способами.
1. Найдите поощрение. Выберите вознаграждение, которое ваш ребенок будет получать за освоение горшка. Это могут быть любые материальные и нематериальные вещи: сладости, мультики, сенсорные ощущения, главное, чтобы они были значимы для вашего ребенка. Кто-то захочет освоить туалет за конфету, кто-то - за обнимашки.
Мы выбрали музыкальный горшок для пописов и чупа-чупсы, чтобы ходить по-большому.
2. Определите темперамент ребенка и суть проблемы. Какие тут могут быть варианты? Не хочет сидеть на горшке (гиперактивность?), не нравится соприкосновение попы с холодным пластиком, не нравится поза (привык делать дела, стоя), горшок - сам по себе вызывает чувство паники или агрессию и пр.
3. Определите, как часто писает/какает ваш ребенок. Совершает ли он какие-то ритуалы, действия, движения. Может ли он спать без памперса денем/ночью. Есть ли дискомфорт от мокрых штанов. Запишите интервалы между пописами, часы покаков.
4. Определите, к чему будете приучать: к горшку или туалету. Если мы говорим о детях с РАС старше 3-х, то лучше - к туалету. Это сложнее, но у вас не возникнет проблемы отучения от горшка и приучения к туалету.
Если вы выбрали унитаз, то купите: детское сиденье, подставку, чтобы ребенок залез, подумайте о поручне.
5. Снимите с ребенка памперсы, пусть он почувствует преимущества их отсутствия. Водите ребенка в трусах гулять (летом!), оставляйте на дневной сон. Если памперс ночью сухой - на ночной.
6. Объясните ему, что вы от него хотите: картинки с детьми в туалете, тематические мультики, книжки и т.п.
7. Разбейте туалетный навык на несколько действий. Какие тут могут быть варианты? Во-первых, писать и какать - два отдельных навыка, лучше обучать какому то одному. Во-вторых, гиперактивных детей и детей, которые перед туалетом любят побегать, необязательно приучать сидеть на горшке. Это сбивает их естественные процессы.
Варианты шагов:
Гиперактивный: писать в горшок, стоя-снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
Или так:
Какать в горшок-садиться на горшок-снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
Нормактивный, гипоактивный: сидеть на горшке-писать в горшок, сидя-снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
Или так:
Сидеть на горшке -какать в горшок -снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
Боязливый: увидеть горшок-потрогать горшок- сидеть на горшке-писать в горшок, сидя-снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
Или так:
Увидеть горшок-потрогать горшок-сидеть на горшке -какать в горшок -снимать штаны перед туалетом-надевать штаны.
8. Держите горшок все время в одном месте. Это может быть и туалет и комната, где ваш ребенок любит находиться во время туалета. На стене можно повесить картинки с подсказками шагов.
9. В определенное время (см. пункт 3) бросьте все и начинайте наблюдать. Можно убыстрить процесс, предложив ребенку воды или пюре.
Как я уже писала в п. 7, ваша задача - определить ОДИН главный шаг, который вы будете поощрять.
Боязливых детей приучают к виду горшка, мы сначала покажем им этот девайс, а потом выдадим вознаграждение (например, конфету) и т.п.
Гиперактивным детям важен конечный результат, мы видим, как они писают или какают и подбегаем к ним с горшком, подставляем его и даем конфету.
Для чистоты шага этим детям лучше быть БЕЗ трусов. Пописал, покакал - получи конфету. Такие дети легко отвлекаются. Если мой сын навалил кучу на полу, я подбегала к нему, крича: "О, здорово..." - сын переключался на меня, а я незаметно смахивала его проделки в горшок и продолжала: "Ты покакал в горшок" и давала конфету. А потом давала конфету, если он сам шел на горшок.
Многие дети начинают писать в горшок автоматически, если снять с них памперс. Наденьте ребенку тугой памперс, а потом приспустите его, подставив горшок.
Детей с нормальной активностью приучают сначала сидеть на горшке. Сел на горшок - получи конфету. А потом начинают поощрять уже за сами дела.
Иногда на горшок кладут памперс или меховое сиденье. Это для тех, кто зациклен на сенсорных ощущениях.
После того, как ваш ребенок исполнил шаг, у вас 30 секунд, чтобы дать поощрение. Распространенная ошибка: давать поощрения перед или во время исполнения шага.
10. Переходите к поощрению других шагов: снятие/надевание штанов, помогайте ребенку руками (технология рука-в-руке).
11. Убирайте поощрение. Можно сделать его меньше. Например, мой сын за правильный покак неделю получал чупа-чупсы. Потом мы перешли на мармеладных мишек. Потом сын стал получать поощрения через раз, потом через два раза. Потом мы отменили поощрение. Писать в горшок он стал, когда мы купили ему музыкальный девайс. Он быстро сломался и перестал пищать, но туалет был уже освоен.
12. Переходите к тренировке других туалетных навыков: ходить в туалет по-большому, вытирать попу и т.п.
Что почитать: Брюс Эл Бейкер ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.