Ренессанс, барокко, рококо.… Многие слышали об этих эпохах в искусстве, но знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга и почему возникли?
С чего вдруг художники переключились с прекрасного ренессанса на вычурное барокко. Почему строгий классицизм был вытеснен зыбким импрессионизмом. И зачем художники повально отказались от эстетики и ударились в экспрессионизм. А потом и вовсе отошли от узнаваемых образов, увлёкшись абстракционизмом.
Начиная с 15 века живопись неоднократно менялась: одно направление сменялось другим. И уследить за этими изменениями непросто. Некоторые стили в живописи существовали в определенный период времени. В этом случае, достаточно посмотреть на дату создания картины и становится понятно, какое это направление. Но многие пересекались во времени: один стиль ещё в моде, а другой уже наступает ему на пятки. В таком случае даты не всегда помогут. Из этой статьи вы сможете узнать основные черты каждого стиля и понять, почему они возникли.
Разберём каждый стиль по порядку.
Ренессанс (Возрождение)
Эпоха Возрождения возникла на почве падения Византийской империи и культурного переполоха, который произошел по этому поводу в Европе. Византийцы которые вынуждены были бежать, вместе с культурными связями, принесли на земли Европы произведения искусства и библиотеки. Таким образом, произошло своеобразное возрождение античных взглядов, но на современный лад. С годами многие моменты пересматривались и ставились под сомнение. В целом, царствовал светский гуманизм и идеи процветания.
На картинах эпохи возрождения акцент – на человеке. Это одна или несколько фигур. Чаще в спокойной и неподвижной позе. Красивые и благородные черты лица. Уверенный взгляд на зрителя. Если это святой, то он почти не отличается от человека. Часто под образом Мадонны или древнегреческой богини скрывались возлюбленные, супруги или дочери.
Боттичелли, например, в образе Венеры изобразил реальную девушку, восхищавшую его, Симонетту Веспуччи. Пейзажи почти не встречаются, а натюрмортов и вовсе нет.
Лицо или руки выполнялись в технике сфумато, словно покрытые дымкой. Эту технику придумал Леонардо да Винчи. Она позволяет сделать изображение человека более живым. Его Мона Лиза выполнена как раз с эффектом сфумато.
Годы: 1400 — 1600.
Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Тициан.
Барокко
Барокко — европейское культурное наследие родом из Италии. Вера в человека и республика, как форма правления, в Италии долго не продержались. Вернулась монархия. А монархам нужна была другая живопись. Заказчики хотели показать себя во всей красе и с размахом украшать свои дворцы. Нужны были пышность и блеск.
Искусство барокко в живописи характеризуется динамичностью, которая дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатая отделка, яркое освещение). В картинах присутствуют резкие контрасты между светом и тенью.
Ещё барокко – этакая смесь живописи и театра. Неяркий свет выхватывает из тьмы драматическое действо. Сюжеты выбирались под стать: преобразования, мученичество и смерть, битвы, интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия, их последствий.
Годы: 1600-1740.
Художники: Микела́нджело Меризи да Карава́джо, Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Ян Вермеер.
Рококо
В начале 18 в. во Франции появился новый стиль – рококо. В переводе с французского рококо (rocaille) – «раковина». Название этого художественного стиля раскрывает его характерную черту – любовь к сложным формам, причудливым линиям, напоминающим изящный силуэт раковины. Появлению стиля способствовала мадам де Помпадур, любовница французского короля Людовика XV. Она любила ангелочков, цветочный орнамент и нежные цвета.
Барокко и Рококо часто путают. Но у них есть принципиальное отличие. Барокко – про помпезность. Рококо – про изящество. Барокко про сильные эмоции, даже эмоциональный надрыв. Рококо – про поверхностные чувства. Барокко характеризуется пышностью, яркостью, динамичностью, стремлением к излишествам и роскоши. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко.
Религиозные или политические темы барокко были заменены беспечными сюжетами, которые вращаются вокруг удовольствия. Смотря на полотна художников, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.
В рококо используются мягкие и яркие оттенки, которые источают оптимизм.
Годы: 1720 – 1760.
Художники: Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Томас Гейнсборо.
Классицизм
Параллельно с барокко возник классицизм. Полная ему противоположность. Вместо накала страстей – бесстрастность. Вместо переплетенных тел – выверенные пропорции и порядок. Как будто картины рисовали математики. Из самого названия все становится понятно (лат. classicus значит образцовый, примерный).
Художники ставили себе цель, приобщить зрителя к высокому, а их картины были путеводной звездой. Высокая мораль, сдержанная культура и традиционные античные ценности стали основой классицизма. В эпоху классицизма в Европе произошел культурный рост и переоценка ценностей, искусство вышло на совершенно другой уровень.
По сути, классицизм – это возврат к ренессансу, но в более строгом варианте, под стать чопорным и высокомерным аристократам. Классицисты выбирали сюжеты, далекие от жизни: о богах и богинях, о правителях Древнего Рима, гладиаторах и спартанцах.
Классицизм не только удовлетворял вкусы отдельных заказчиков, но и стал официальным искусством. У классицистов были свои академии, поэтому их называли академистами.
Они обучали учеников четким правилам живописи. Правильные пропорции, перспектива, моделировка объема светотенью, колорит в виде трехцветки.
Поэтому классицизм – самый распространённый стиль живописи. Пожалуй, в этом стиле создано больше всего полотен за всю историю искусства.
Классицизму не повезло. Если другие стили эволюционировали, то с этим рьяно боролись вольнодумные художники. Те, кто хотел творить по велению сердца, а не так, как учат в академиях.
В результате классицизм сломили импрессионисты. А окончательно затоптали экспрессионисты.
Годы: 1700 — 1800.
Художники: Карл Брюллов, Жан-Батист Грёз, Пуссен Никола, Вильям Бугро, Жак-Луи Давид.
Реализм
Реализм – это направление в живописи, основной чертой которого является стремление к полному и всестороннему отображению реальной жизни во всех ее проявлениях.
Отличительной чертой этого направления в живописи также выступает обращение художников непосредственно к изображению обыденной жизни людей, без религиозного или мифологического подтекста.
В ходе экспериментов, под конец XVIII века, этот стиль поделили на натурализм и импрессионизм. Но, реализму удалось выжить и он пользуется популярностью даже в современной живописи.
Годы: 1800 — 1880.
Художники: Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Томас Икинс, Илья Репин, Жюльен Дюпре.
Импрессионизм
Есть кое-что, что объединяет все стили, существовавшие до импрессионизма. Это гладкая живопись. Скрытие мазков, натуралистичность и внимательность к деталям. Но импрессионизм смело пошатнул все эти традиции.
В 19 веке изобрели фотографию. Изображать реальность с помощью кисти и красок стало ни к чему. Художники поняли, что реальность больше в их услугах не нуждается. Передавать этот мир в деталях уже нет смысла.
Импрессионисты которые работали в этом стиле, хотели поймать секундное впечатление от каждого предмета или мгновения, рисовали прямо здесь и сейчас, невзирая на форму и смысл.
Импрессионизму свойственна жизненность: они писали своих современников в кафе или на прогулках. В отличие от классицистов, которые изображали древне-римских героев или богов с богинями.
Также импрессионисты выработали свою технику. Вместо гладкой живописи – видимые, быстрые мазки. С помощью них они создавали иллюзию вибрации воздуха и солнечных бликов.
Картины демонстрировали исключительно позитивные и светлые моменты и мгновения.
Годы: 1860 — 1920.
Художники: Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Альфред Сислей.
Экспрессионизм
Однажды художники отказались рисовать реальность. И переключились на свой внутренний мир. Они решили с помощью форм и цвета показывать свои эмоции и тем самым вызывать эмоции у нас. Так родился экспрессионизм.
Так как эмоции выражались сильные и чаще негативные, то главная черта экспрессионизма – это дисгармония и уродство.
Ещё экспрессионизм узнаваем по ярким цветам в виде больших пятен и полос, а также плоскому изображению. Моделирование объема и правда отвлекает от цвета, а главное – от эмоций.
Экспрессионистам характерна склонность к мистике, пессимизму и унынию.
Годы: 1890 - сегодня.
Художники: Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич, Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог, Хаим Сутин.
Примитивизм
Примитивизм – умышленное упрощение картины до такой степени, чтобы она выглядела так, как будто это работа ребенка. Различные народные рисунки и иллюстрации можно отнести к примитивизму.
Только на первый взгляд картины выглядят простыми и нелепыми. Но если приглядеться, то можно увидеть правильные пропорции и соблюдение правил горизонта и композиции.
Большинство известных мастеров примитивизма и наивного искусства были большими поклонниками истории своего народа и его культуры. Именно поэтому все их картины насыщенны колоритом той местности, в которой они проживали.
Сегодня этот жанр преобразовался в наивное искусство, часто с примесью символизма. Это связано с тем, что современный зритель не готов воспринимать примитивизм в его чистом виде.
Годы: 1900 — сегодня.
Художники: Епифаний Дровняк, Анри Руссо, Нико Пиросмани, Екатерина Медведева, Павел Леонов, Елена Волкова, Бабушка Мозес.
Кубизм
Кубизм является направлением модернизма. Мастера разбивали свои сюжеты на геометрические формы, придавая каждому уникальному элементу — свой плотный сектор.
Главная особенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизм узнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы.
Изображения деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали – натюрморт, портрет похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур.
Годы: 1906 — 1925.
Художники: Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис.
Абстракционизм
Абстракционизм — направление в искусстве, где произошел отказ от изображения действительности и правильности форм.
Главная цель состоит в том, чтобы изобразить множество разноцветных форм, которые вместе смогут рассказать о сюжете картины.
Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства.
Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.
Годы: 1910 — сегодня.
Художники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка.
Сюрреализм
Сюрреализм — смешивание сна с реальностью. В этом стиле деятели искусств освобождали свои сны наружу, смешивая образы из реальной жизни друг с другом, совмещая несовместимое.
Так же, затрагивались личные темы сновидений — страхи, тайные желания, бессознательные фантазии, комплексы. Все то, что человек может видеть в своих снах.
Сегодня сюрреалисты копируют внешнюю оболочку, используя только красивые формы, не вселяя в них тот смысл, который был свойственен мастерам прошлого.
Годы: 1920 — сегодня.
Художники: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.
Поп-арт
Поп-арт — Современный стиль в искусстве, использующий символы массовой культуры и продукты широкого потребления.
Манипулировать и комбинировать объекты помогали современные технологии, из-за этого поп-арт часто подвергался критике со стороны сторожил старой школы.
Со временем поп-арт поглотил многие направления в живописи.
Годы: 1950 — 1980.
Художники: Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Роберт Раушенберг.
Минимализм
Минимализм должен сводить к минимуму вмешательство автора в окружающую среду.
Минимализм обозначает лишь самые важные моменты. Истоками лежит в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Является очень спорным жанром живописи, в связи с чересчур минималистическими взглядами некоторых авторов этого стиля.
Сегодня минималистичиские направления в живописи трансформируются чрезвычайно быстро.
Годы: 1960 — сегодня.
Художники: Фрэнк Стелла, Карл Андре, Дэн Флавин, Дональд Джадд, Эллсворт Келли, Сол Левитт, Роберт Моррис, Кеннет Нолан, Ричард Серра, Тони Смит, Энн Трюитт.
Гиперреализм
Гиперреализм – современное направление живописи, характерное техникой изображения объектов и предметов с максимальным сходством с фотографическими картинами.
Картины являются своего рода копией фотографии, но не в буквальном смысле, их тематика варьируется: портреты, натюрморты, пейзажи сельские и городские.
Гиперреализм передает реальность аналогично фотореализму. Главными темами творчества являются: социум, проблемы общества, политические и культурные темы, реклама, «человек в большом городе» — макрофотографическое внимание к его роли и проблемам.
Годы: 1970 — сегодня.
Художники: Доменико Гноли, Герхард Рихтер, Делкол, Уилл Коттон, Скотт Прайор, Хавьер Арисабало.