Однажды вы решаетесь избавиться от своей квартиры, дома или дачи и сделать это собственными силами или с помощью застройщика/агентства недвижимости.
Решил поделиться имея большой опыт работы риелтором и даже руководства риелторским агентством на протяжении нескольких лет. И, конечно, опыта продажи личных объектов.
1. Безусловно, рекомендую обращаться к риелторам.
В первую очередь по рекомендации. Принадлежность к какому-либо лидирующему агентству города здесь не принципиально. Важно, чтобы человек, которого вам порекомендуют, был с опытом работы в этой сфере и реально помог вашим знакомым с решением квартирного вопроса ранее. Встретьтесь (именно встретьтесь!). Живое общение лучше любых Скайп-коллов дает понимание того, что этому человеку вы готовы доверить значимо ценное для вас. Почувствуйте, что человеку вы действительно готовы доверять на 100% в этом вопросе.
Оценка, сроки реализации квартиры, комиссия, нюансы сделки – оговаривайте сразу. Нюансы могут измениться в зависимости от условий покупателя. Если готовы заниматься частично сами продажей, оговорите сразу это с вашим новым доверенным. Возможно, вы уже разместили ранее инфо на сайте в Интернете, рассказали знакомым и прочее. Все они могут привести к вам покупателя, и в этом случае лучше это сразу озвучить и договориться что будет, если приходит покупатель «от вас». Хороший профи не откажется и просто сопроводить сделку, взяв за это разумную комиссию. Более подробно все о нюансах работы с риелторами здесь.
2. Идем в Сеть.
Парадокс, но при активном развитии Интернета за последние почти 20 лет в России принципиально количество действительно стоящих площадок не увеличивается. Дело здесь в укрупнении рынка. Основные игроки=площадки сейчас это ЦИАН, Авито, Домофонд, Яндекс. Недвижимость, Мирквартир. И все! Мелкие региональные также присутствуют, но там есть своя специфика и хорошего потока клиентов они, как правило, не дают. Более подробное сравнение реально работающих интернет-площадок есть здесь.
Почему важно самому выйти в сеть? Вы можете ежедневно слышать из множества СМИ о том, что сейчас спад/подъем на рынке, поэтому ситуация не лучшая/лучшая для сделок с недвижимостью. При этом пока сами в это не окунетесь - не поймете, что происходит. Даже сами риелторы часто кардинально расходятся в оценке происходящего. Любые разговоры о том, что звонков нет или они есть, но почему-то никто не ходит на просмотры квартир, лучше самому также прочувствовать. Поэтому - даете объявление с фото, адресом дома, этажом. Без номера квартиры конечно!).
Отдельно о персональных сайтах-визитках. Сейчас очень доступно и качественно делаются персональные страницы на подобные тематики. Актуально, если продаете дорогую и эксклюзивную недвижимость и вам нужно показать массу фото и описать множество характеристик. Если это так – потратьтесь на это. Цены на такие сайты начинаются от 5 т. Р., плюс домен и хостинг. Фрилансеров полон Интернет (freelance.ru, youdo.com и т. д.). Помните, что без затрат на раскрутку такого сайта, дополнительного потока клиентов он вам не даст. Будет своего рода визиткой, интернет-буклетом скорее, вашего объекта недвижимости. Что тоже неплохо.
3. Информация непосредственно на «объекте».
Отлично работает банер на балконе. Здорово, если он выходит на улицу. Дворовые балконы/лоджии тоже работают. Поставьте в известность председателя ТСЖ. Активный и общительный председатель также может привести к вам покупателя. Информационная доска на подъездах дома – неплохой вариант. Поручите ребенку регулярную расклейку объявлений.
4. Сарафанное радио.
Выше писал о знакомых, как о канале продаж. Нередки случаи, когда сделки совершаются между родственниками, коллегами по работе, соседями по даче, напарниками по игре в теннис и т. д. Минимум затрат, понятный «контрагент», полное доверие - в общем одни плюсы.
Конечно, есть и минусы. Вы будете и далее общаться с этим человеком. Если могут быть нюансы в пользовании квартирой, то ждите вопросов и будьте к ним готовы.
Мой совет – будьте откровенны обо всех возможных нюансах. Открыто сообщите о том, что, по вашему мнению, еще необходимо сделать в квартире. Расскажите о соседях, популярных местах в округе, времени и пробках по пути на работу.
Отдельно остановлюсь на трейд-ин от застройщика, если вдруг продаете и покупаете новостройку одновременно. Рекламы от застройщиков по такому варианту много. В реальности, практически нет застройщиков, меняющих квартиру в новостройке на вашу. Если и выкупят, то с большим дисконтом – от 20% от стоимости квартиры. Выбирать вам. Обычно трейд-ин трансформируется в обращение в собственное или дружественное застройщику агентство недвижимости. Получаете бонусом бронь на выбранную в новостройке квартиру на срок продажи своей недвижимости.
Итак, о самых дельных каналах продаж я вам поведал. Все остальное на ваш вкус и бюджет. Возможности здесь не ограничены. Соизмеряйте потраченное на продвижение с ценой вашего объекта!
Быстрой и удачной сделки Вам!