Найти в Дзене
Офисный крыс

"Соковыжималка". Чем это грозит работнику.

Оглавление

Я как-то заикался в какой-то прошлой статье (ссылки не будет, сам не помню) о стратегии работы с персоналом под названием "соковыжималка". Раньше, в лихие 90-ые и начало нулевых, это явление было чуть ли не повсеместным. Черные списки работодателей, примерно в это время и появляющиеся, похоже, как раз и были созданы, чтобы предупредить людей о подобных конторах. Сейчас же, в более спокойные и лояльные времена, когда юридических прав у работника намного больше, а особого кризиса с работой не наблюдается, попадание в "соковыжималку" - это какая-то неприятная, но не особо частая история.

Давайте сперва о том, в чем эта стратегия заключается, чем грозит обеим сторонам и как можно бороться с "соковыжимателем".

Суть стратегии

Суть великолепно раскрывается названием. Берется человек, ищущий работу, причем совершенно не важно, кто - высококлассный специалист, junior, управленец или неквалифицированный кадр - "засовывается" в компанию, где его просто высасывают до состояния пустой шкурки. Именно в таких компаниях процветают переработки, штрафы, задержки зарплаты, а то и откровенные "кидки". Ну и сам уровень обещаемых зарплат идет по нижней границе рынка.

Владельцу компании, ну или конкретному руководителю, нужно, чтобы человек максимально дешево и быстро выполнял как можно больше работы. И его задача сделать так, чтобы работник всегда был чем-то полезным занят. Выходные? Забудь, у нас инвентаризация в магазине. Отпуск? Не, не слышал, да и до положенного по закону отпуска через 6 месяцев после трудоустройства доживают ребята со стальными нервами, каменными телами и полнейшей безысходностью. Что самое интересное, они прекрасно знают, что если чуть вложиться, то ту же самую работу можно сделать качественнее и получить финрез больше. Но это в системе "соковыжималки" не требуется. Требуется хоть как-то на кривой козе сделать и все.

Славятся такой схемой преимущественно сетевые компании, особенно ритейлеры, некоторые В2В проекты, где не требуется особых знаний или опыта, чтобы понять продукт и заключить сделку, колл-центры. В принципе, вся сфера аутсорсного телемаркетинга построена по принципу "соковыжималки".

Последствия

Для работника последствия самые печальные. Тут тебе и зашкаливающий уровень стресса и постоянный риск "поехать кукушкой", фокусы с заработной платой вплоть до полной фиги вместо денег. Но самое главное - полное моральное, психическое, ментальное и физическое истощение. Собственно, поэтому схема и называется "соковыжималкой", поскольку от попавшего в нее остается только пустая "шкурка", прямо как от фрукта, попавшего в кухонную соковыжималку. Самое печальное в этом - это то, что после такой работы нужен период восстановления, но работник оказывается в еще большем стрессе, поскольку в условиях ограниченного бюджета - мы же помним о фокусах с зарплатой - должен как можно скорее выйти на новую работу. Понятно, что хорошие денежные работы требуют время: надо найти такие вакансии, или даже дождаться их, пройти как минимум два собеседования, между которыми около недели, причем еще не факт, что возьмут. Лично я думаю, что поработав в "соковыжималке" работник рискует войти в своеобразный цикл дерьмовых работ, тех же "соковыжималок" по сути. Выбраться из такого цикла можно, но требует очень и очень высокой удачи. Ну и, само собой, чтобы верхом квалификации сотрудника не была работа с кассовым аппаратом.

Смех в том, что последствия есть и для самой компании. Все, что у нее есть, работает криво-косо, у нее никакущая репутация, плюс руководство пребывает в состоянии перманентной войны с собственным коллективом. Ведь если ты "оптимизируешь" мою зарплату я имею полное моральное право (это на самом деле не так, это просто цитата логики некоторых кадров) сам тебя кинуть и заработать себе на пропитание. Цимес в том, что на борьбу с сотрудниками тратятся средства сопоставимые или превышающие прибыль от "оптимизации" их зарплат.

Большинство "соковыжималок" уже умерло. Остались лишь самые гигантские и непотопляемые представители. Но лично я думаю, что и их выдавят с рынка нормальные компании, ведущие дела честно и прозрачно и имеющие в своем активе, помимо всего прочего, еще и слаженные квалифицированные команды.

Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))

Иллюстрации взяты из открытых источников