Московское государство при Иване Грозном расширялось на Запад и на Восток. Росла его военная мощь. Армия и государственный аппарат требовали все более точного знания планов соседних государств. Войны, которые вел царь Иван, меняли структуру московской военной разведки, методы ее действий.
Больше внимания Иван Васильевич и его помощники стали уделять разведке внешнеполитической. В 1549 году образовался Посольский приказ, который стал центром ведения сбора данных политического и военного характера. Карательные отряды, которые создал Грозный для борьбы с внутренней оппозицией, также имели свои осведомительные службы. Агенты опричнины внедрялись в земские населенные пункты, где собиралась информация об инакомыслящих, о критиках царской власти. Дополнял работу опричных разведчиков Разбойно-сыскной приказ, который пользовался широкими правами на всей территории царства.
Царь Иван охотно прислушивался к информации заграничных осведомителей
В конце правления царя Ивана многие каналы поставки информации контролировал Борис Годунов, который смог из-за этого получить уникальные возможности для захвата государственной власти. Годунов расширил сеть агентуры в Крыму и в Швеции, имел своих доверенных лиц в Польше и в Великом княжестве Литовском. Опытным разведчиком был и дьяк Иван Михайлович Висковатый, который по поручению Ивана Васильевича возглавлял с 1549 года Посольский приказ. Современники укоряли его за незнатное происхождение и отсутствие богатств. Но главным сокровищем Висковатого был природный ум, который он использовал на благо царства. С течением времени он приобрел большое влияние на царя, иногда даже писал речи для государя и произносил их в боярской думе.
Висковатый сумел блестяще вести переговоры с послами Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Он был доверенным лицом Грозного по вопросу о престолонаследии и по делу о присяге сыну Грозного Димитрию. Как глава внешнеполитического ведомства Висковатый старался расширять сеть агентов за рубежом. Его стараниями был собран комплекс данных о состоянии вооруженных сил и оборонительных сооружений Казанского и Астраханского ханств накануне их завоевания московским войском. Агенты "канцлера" (так называли его немцы) занимались сбором разведывательных данных накануне вступления Московского государства в Ливонскую войну.
Государство Ивана Грозного остро нуждалось в опытных мастерах
С 1553 по 1561 годы он был хранителем главной государственной печати, поборником ведения Ливонской войны. По тем же ливонским делам Висковатый посещал с посольством Данию в 1563–1564 годы. Информацию, полученную от внедренной агентуры (купцы, подкупленные военачальники, медики, религиозные деятели), ведомство Висковатого использовало не только для подготовки военных действий, но и для выкупа пленных (особенно в Крыму и в Турции). Кроме того, агентурная информация пригодилась и для оправдания многих дел московского царя, которые вызывали критику его оппонентов на Западе.
Впервые имя Ивана Михайловича Висковатого начало упоминаться в дипломатических актах 1542 года. Из них следует, что он был подьячим и готовил документы о заключении мира с Польшей. С января 1549 года в посольских книгах все чаще встречалось указание на то, что привезенные послами грамоты царь приказывает принимать Висковатому. Вероятно, Иван IV имел основания, когда указал ему ведать посольским делом.
Дьяк Иван Висковатый
В июле-августе 1562 года Висковатый смел подкупить ряд вельмож при дворе датского короля с целью склонить ее к союзу с Московским царством. Ряд агентов влияния также был приобретен стараниями хитрого руководителя разведки царя Ивана и в 1558 году в Ливонии. Висковатый умел убедить своих собеседников принять взятку в обмен на некоторые важные услуги. Прекрасный психолог, он умел распознать вкусы, запросы, мании предполагаемых объектов вербовки. Перед тем как заставить будущего агента работать на себя он собирал самую обширную информацию о человеке, о его привычках и окружении. Методы Висковатова затем применялись русскими разведчиками всех последующих времен.
Висковатый был не только вербовщиком и организатором агентурной сети, но и аналитиком, обобщавшим сведения из важных государственных донесений (для последующего доклада Ивану Грозному). Шеф московской разведслужбы вел тонкую игру, используя и двойных агентов. Помощь перебежчиков была полезна для передачи дезинформации. Множество дворян и бояр уходило в середине 16 века в Литовское княжество, передавая противнику сведения, которые намеренно вводили в заблуждение.
Агентурная сеть, налаженная Висковатым, располагала информаторами по всей Европе
Известно, что между московскими перебежчиками, которые в темные ночи убивали охранников в Вильно и освобождали пленных своих земляков из темниц, был один священник, который посылал Висковатому снятые копии с договоров, указов и других бумаг, тайно добытых в королевской канцелярии. Из сумм Посольского приказа перебежчикам выдавали наградные в соответствии с его общественным положением.
Много сделал Висковатый для упрочения связей Москвы с Англией. Во второй половине XVI века Россия, не имевшая выхода к Балтийскому морю, поддерживала связь с Европой через Белое море. По совету начальника Посольского приказа в 1553 году Иван IV пригласил англичан в Москву. После пышного приема английский посланник Ричард Ченслер получил дружественную грамоту для короля Эдуарда VI. Через два года Ченслер вновь прибыл в Россию с двумя агентами торговой компании. После официального приема переговоры с ними вел Висковатый вместе с именитыми московскими купцами. Англичане получили льготную грамоту со множеством привилегий. Блестящую карьеру разведчика и дипломата перечеркнул в одночасье Иван Грозный. В январе 1570 года царь с опричниками устроил резню в Новгороде. А в Москве было затеяно громкое дело об измене видных государственных чинов из разных приказов. На плаху угодил родной брат Тертьяк главы Посольского приказа.
Иван Михайлович Висковатов обличал царя в напрасном пролитии крови. Но еще больше разозлил Грозного. Вскоре разведчика обвинили в боярском заговоре и шпионаже в пользу турок и поляков. Совсем как в памятные 1930-е годы при большом почитателе Грозного товарище Сталине.
В Китай-городе по приказу царя была устроена массовая казнь. Отрубили головы трем сотням видных бояр и дворян, мнимым заговорщикам и предателям. Это произошло 25 июля 1570 года. Перед смертью на плахе Висковатый проклял царя-кровопийцу. Он поплатился за свои слова. Царь велел прибить еще живого бывшего главу Посольского приказа к бревнам, а затем рубить ему руки и ноги. "Канцлер" захлебнулся собственной кровью. Вслед казнили еще и его помощников. Среди них был государственный казначей Фуников, его палачи сварили живьем, старательно поливая кипятком. Рассказал миру о казни Висковатого итальянец- хронист Александр Гваньини, написавший следующее: «Таков конец превосходного мужа, выдающегося по уму и многим добродетелям, канцлера великого князя, равного которому уже не будет в Московском государстве».