Найти в Дзене
Почти историк

Многие уверены, что в России инквизиции не было. Но не будем спешить с выводами

Оглавление

Инквизиция – это система судебного преследования в Европе 13-19 веков, призванная бороться с еретиками и вероотступниками. Хорошо это или плохо судить не нам. Да и живём мы в России, поэтому намного интересней было бы узнать, а что же было у нас?

Ереси начали проникать в Московское государство в 14 веке и получили своё наибольшее распространение в Пскове и Новгороде. Это и не удивительно, ведь эти вольные республики наиболее тесно контактировали с Европой, откуда ереси, собственно, и пришли.

Ересь – это осознанное отклонение от канонов религии, которое подвергает критике устоявшиеся догматы. Еретики не являются атеистами, они зачастую предлагают иной альтернативный подход к религии. Впервые появились ещё формально в Древнем мире. Первая казнь по обвинению в ереси состоялась в 385 году.

В нашей стране в 14-15 веках существовали два масштабных еретических учения – жидовствующие и стригольники.

Стригольники

Зародились в Пскове и в дальнейшем распространились по всей Северо – восточной Руси. Они выступали против существовавшей церковной иерархии и резко критиковали практику продажи церковных должностей. Отделились от официальной церкви, не желая признавать власть церковных иерархов того времени. Стригольники объединялись в общины во главе с наставниками.

Изучать это течение очень сложно, так как официальная церковь высказывалась о них крайне негативно и описывала их деятельность в соответствующем ключе. Интересно, что они признавали за собой право объявлять еретиками грешных священников. Такая вот путаница получается.

Жидовствующие

Эта ересь была популярна не только в России, но и на Балканах. Они выступали против неравенства в обществе, гнёта церкви, монастырских землевладений и алчности духовенства. Так же, как и стригольники, они отрицали существовавшую иерархию в церкви, а также религиозные таинства. Жидовствующие были распространены в основном в Новгороде и Москве.

Власти некоторое время мирились с этими течениями, не вмешиваясь в церковные споры. Но, по мере распространения ересей, московские князья стали задумываться об угрозе, которую они несли для государства и официальной церкви.

Борьба с еретиками

Постепенно, светская и церковная власти стали вести себя более жёстко по отношению к еретикам. На Соборе 1490 года их пока только отлучили от церкви и гонениям предавать не стали.

Вероятно, ошибкой жидовствующих, было участие в политических интригах московского двора, когда Иван 3 был уже престарелым государем. В результате их лидер Фёдор Курицын оказался на проигравшей стороне.

-2

А в 1504 году состоялся новый Собор, на котором было принято решение о казнях еретиков. Произошло это с молчаливого согласия Ивана 3 Великого, который на Соборе предпочёл не присутствовать. Зато его сын будущий государь и отец Ивана Грозного по совместительству Василий 3, горячо поддержал решение о казнях.

В результате многие еретики были преданы огню совсем как в Европе. И с этого момента московские цари больше не будут снисходительно смотреть на церковных отступников. Начнётся их жестокое преследование и казни. А во второй половине 17 века в России произойдёт Церковный раскол, который даст начало движению раскольников или старообрядцев. Этих людей тоже будут преследовать долгое время, пока император Петр 3 своим указом не запретит это делать в середине 18 века.

Фото созданы с помощью сервиса https://yandex.ru/images