В год ребёнок уже увлекается процессом игры - большой интерес у него вызывает постройка сооружений из кубиков, собирание пирамидки, игры с машинками, куклами, мамиными кастрюлями. Ему хочется открывать все ящики, вытаскивать оттуда всё содержимое. Он, подражая взрослым, пытается причесываться, красить губы, подметать полы и одеваться.
Словарный запас годовалого ребёнка содержит от 10 до 15 слов. Он понимает и выполняет простые просьбы взрослого. Пытается повторять услышанную интонацию в произносимых звуках и словах. Играет в «ладушки», в прятки.
Чем занять ребёнка в 1 год и чуть старше?
Игра 1. Волшебная шкатулка.
В раннем возрасте очень полезно детям развивать тактильные ощущения.
Для этого собираем шкатулку/коробку с предметами, различными по размеру, материалу, текстуре, форме.
Пусть малыш вытаскивает содержимое из шкатулки. А вы озвучивайте: «какой мягкий, пушистый, как хвостик!» или «какой твёрдый камушек!»
Игра 2. Потяни за веревочку!
Развитие пинцетного захвата (большим и указательным пальцем).
Сделать развивающую игрушку можно самому.
Нам понадобится:
- банка с крышкой (например, от смеси);
- шило;
- ленты.
Процесс:
Шилом проделываем отверстия в крышке, просовываем ленты, затем с обеих концов завязываем узлы. Закрываем крышкой банку. Готово!
Пусть ребенок учится захватывать ленточку и тянуть за неё.
Озвучиваем все действия: «Давай потянем за веревочку! Ыыыыы, тянем-тянем, вытянули! Какие мы молодцы!» и т.д.
Игра 3. Копилка.
Развитие мелкой моторики и сенсомоторных навыков.
Нам понадобится:
- банка с крышкой;
- ножницы;
- крышки от детских пюре.
Процесс: вырезаем отверстия в крышке, закрываем ею банку. Готово!
Бросаем первую крышку сами, вторую - руками ребёнку, затем стимулируем на самостоятельное выполнение упражнения.
Когда мы слышим звон от падающей крышки, обязательно четко и с интонацией произносим: «БАХ! Упала крышка!»
Игра 4. Прятки.
Развитие мышления и речи.
Для этой игры можно использовать любую небольшую игрушку и платок. Ищем и находим вместе с малышом спрятанную игрушку, радуемся тоже вместе.
Примерно к годику ребёнок начинает соотносить реальные предметы с изображенными на картинке, поэтому усложнить задачу можно тем, что прятать и искать мы будем на картинке.
Процесс: распечатываем кошку и мышку.
Говорим: «Котик бежит за мышкой, давай спрячем мышку?», закрываем мышку листком бумаги, «Где мышка? Мышка! Ку-ку», открываем мышку и радуемся «ах, вот ты где мышка!».
Можно повторить, как говорит киса (мяу-мяу) и как говорит мышка (пи-пи).
Игра 5. Конфетки
Развитие слухового восприятия.
Нам понадобится:
яйца от Киндер-сюрприза, ткань, нитка с иглой, наполнение: гречка, бусинки, камушки и др.
Процесс: заполнить яйца, вложить в ткань, сформировать конфетки и зашить.
Ребенок или взрослый гремит по очереди, сравнивая «громко-тихо»
Игра 6. Покормим Машу!
Процесс: распечатываем на принтере изображение Маши, приклеиваем картинку к коробке, проделываем отверстия в области рта. Готово!
Озвучиваем действия:
«Ай, какая Маша голодная! Давай покормим Машу? Маша, ешь! Ням-ням! Как вкусно! Молодец, Маша!»
Если нет принтера, вполне подойдёт аппликация.
«Лягушка как говорит? ква-ква! Свинка как говорит? хрю-хрю! Кошка как говорит? мяу! а рыбка? молчит рыбка!" (используем жистикуляцию - разводя руки в стороны).
Игра 7. Пластилиновые игры.
Развитие мелкой моторики и речи.
Нам понадобится: заготовка, сделанная мамой, пластилин.
Процесс: ребёнок надавливает пальчиком на пластилиновые шарики.
Например, берём изображение курочки, рядом с ней кладём кусочки желтого пластилина («зерно»).
Говорим: «Это наша курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко! Курочка говорит: ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! Давай покормим уточку?» и надавливаем пальчиком ребёнка на пластилин.
Игра 8. Пальчиковые краски.
Развитие мышления, мелкой моторики, интереса к творчеству.
Это веселое занятие! Ребёнок опускает пальчики в баночки, наблюдает, как цветные пальчики оставляю цветные следы на листе бумаги и не только!
Игра 8. Звери спрятались!
Развитие мышления, мелкой моторики и речи.
Прячем в макаронах маленькие игрушки.
Говорим "А кто у нас спрятался? ку-ку! давай искать! Ауууу!".
К годику сосательный рефлекс снижается и у детей реже возникает желание потянуть всё в рот, но они ещё совсем маленькие. Не оставляйте их без присмотра с мелкими предметами во избежание несчастных случаев.
Как покрасить макароны в домашних условиях по ссылке.
Если статья была тебе полезна - жми "палец вверх" и подписывайся на мой канал, чтобы чаще видеть с своей ленте публикации на тему раннего развития!