Почему нововерующие и старообрядцы никогда не уклоняются от военных обязанностей, а «свидетели Иеговы» выступают против службы в армии? И что говорит об этом закон?
Это законно – не ходить в армию из-за веры?
Да, законно. В ч. 3 ст. 59 Конституции РФ закреплено такое право любого гражданина РФ. Но, конечно, не просто так – взять и не ходить в армию по своему желанию: нужно вместо военной выбрать альтернативную гражданскую службу.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» такая замена для гражданина РФ возможна, когда:
- «несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Если вы четко уверились, что готовы на данную замену и подходите под требования Закона, вам надо подать заявление об этом в военком, в котором вы состоите на учете (п. 1 ст. 11 названного Закона).
Ваше заявление должны рассмотреть на заседании призывной комиссии. Причем вы по п. 1 ст. 12 указанного Закона должны находиться при этом.
Таким образом, личное дело каждого – как относиться к службе в армии: выбирать военную или альтернативную гражданскую службу. Так говорит закон. А что говорит духовная сфера?
Как верующие разных толков относятся к военным обязанностям? 3 примера
1. Представители православия вполне положительно относятся к защите Родины.
Среди таких защитников-военных даже есть святые, например Федор Ушаков, праведный воин.
Или вот Святитель Лука, который жил в XX в., призывал бороться с фашизмом и сам лечил воинов, делал сотни операций и даже получил сталинскую премию за это, серьезно продвинул вперед гнойную хирургию.
2. Представители некоторых сект, в частности запрещенные в России «свидетели Иеговы», выступают против участия в войне и ухода в армию.
Некоторые из них рассуждают так: Свыше управят всё правильно, нельзя вмешиваться в естественный ход вещей. И даже когда задаешь им вопрос напрямую: «А что вы будете делать, если нападут на вашего ребенка/внука?» – они отвечают: «Ничего не буду, Свыше не дадут этому хулигану сделать ничего плохого…»
Отдельные товарищи под шумок решают, что надо:
«Всех, всех любить,
Носить цветы, усы, бороду и хаер подлиннее,
А на войну ни в коем разе не ходить»
(Майк Науменко).
Призывы «свидетелей» не ходить в армию – один из пунктов, почему их официально запретили в России. И справедливо запретили.
3. А вот старообрядцы всегда защищали Родину.
Так, мои предки, родившиеся в семье кержаков, воевали на Великой Отечественной. Мой прадед ушел на войну добровольцем, хотя ему было уже многовато лет и вообще у него была бронь как у председателя колхоза.
Моего деда сначала не брали как сына кулака (считалось, что слой кулаков не может защищать Родину, хотя на самом деле это, как в случае с моим дедушкой, просто были работящие люди). Однако в 1942-м стало понятно, что на войне все защитники пригодятся, и стали призывать и сыновей кулаков.
Более того, если вспоминать, то ведь еще до Никонова раскола жили те праведники, которые благословляли народ российский на битву с врагами.
Самый известный из них – Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия (в будущем Донского) на решающую для Руси Куликовскую битву в 1380 г.
Другой пример – Александр Невский, победивший во многих битвах, канонизированный и, кстати, признанный «именем России».
Кроме того, сейчас и Илью Муромца признают чуть ли не святым. Хотя некоторые исследователи полагают, что в Киево-Печерской лавре находятся мощи не былинного Илюши, а святого Илии Печерского Чеботка.
Итак, отношение к воинским обязанностям – дело значимое. И важно сделать правильный выбор.
«Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя»
(Ю. Д. Левитанский).
П. с. Также читайте пост «Правильно ли запретили секту «Свидетели Иеговы»?».