Найти в Дзене
Trader Expert

Итоги декабрьского заседания ОПЕК+

Заседание Организации стран-экспортеров нефти и ее стран-партнеров (ОПЕК+), на котором было согласовано более масштабное, чем ожидалось, сокращение добычи, затянулось до позднего вечера. Наблюдатели теперь пытаются разобраться в решениях картеля и других сигналах, которые поступили в ходе саммита.

Итак, вот пять выводов, которые можно сделать:

1. Лидерство Эр-Рияда ослабло.

Хотя новый саудовский министр энергетики Абдулазиз бен Салман смог обеспечить рост нефтяных котировок, необходимый для проведения IPO компании Aramco, путем более масштабного сокращения добычи ОПЕК+, в реальности все оказалось сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Официально сокращение добычи стало более масштабным, однако фактически объем предложения стран-экспортеров изменится не так уж сильно, говорят аналитики.

Если для Саудовской Аравии листинг Aramco (2222.SA) оставлял немного пространства для маневра, Россия смогла добиться важного для себя исключения добычи газового конденсата из системы квот.

"Просто удивительно, насколько хорошо все получилось у России. Всегда считалось, что саудовцы – негласные лидеры ОПЕК, а фактическим лидером ОПЕК+, думаю, становится Россия", – рассуждает Мухаммед Дарваза, директор Medley Global Advisors по геополитике и энергетике.

"Их (россиян) расчеты всегда были наиболее сложны для нас, аналитиков, и они оставляют большое место для манипулирования (цифрами)", – добавляет он.

2. Проактивный подход.

Несмотря на некоторые разночтения в определении реального объема сокращения добычи ОПЕК+, на прошлой неделе картель одержал победу по крайней мере в одном.

В прошлом страны-участницы ОПЕК на своих заседаниях пытались извилистыми путями избежать худших сценариев для цен на нефть. Но на этот раз все было по-другому, говорит нефтяной аналитик CMarkits.

"Раньше ОПЕК просто реагировала на возникшие обстоятельства, но теперь она выбрала упреждающий подход".

"Ценовая конъюнктура была не такой уж плохой, однако они ожидали существенного снижения цен в 2020 году, и поэтому решили действовать на опережение".

3. ОПЕК+ фокусируется на реальном предложении нефти.

Саудовский министр нефти озвучил "беспрецедентную угрозу увеличить добычу, если остальные (члены ОПЕК и их партнеры) не будут соблюдать договоренности", считает Goldman Sachs.

Таки образом принц Абдулазиз бен Салман дал сигнал о важном изменении стратегии в сторону регулирования физического дисбаланса (спроса и предложения) в краткосрочной перспективе, с отходом от рассчитанной на долгосрочную перспективу корректировки субъективно определенных перекосов (в добыче отдельными членами картеля) с аморфными обязательствами.

ОПЕК+ столкнулась с несколькими факторами неопределенности, к которым, среди прочего, относится рост мировой экономики; спрос на нефть; переговорный процесс по торговой сделке США и Китая; рост предложения нефти из стран, которые не являются членами картеля; дисциплина исполнения стран-участниц ОПЕК. Именно в такой обстановке состоится мартовское внеочередное заседание, хотя обычно в это время проходит менее представительное заседание Мониторингового комитета.

Сосредоточившись на выравнивании баланса на краткосрочном рынке, ОПЕК+ нацелилась на физические рынки с ограниченным предложением и бэквордацией.

Это обеспечит более устойчивое равновесие рынка, чем то, которое было характерно с 2014 года, когда ОПЕК+ пыталась управлять ценами, как это делают центробанки на финансовых рынках.

4. Рост напряженности.

Возможно, самым драматичным моментом на прошлой неделе были долгие переговоры стран-участниц картеля, которые в четверг продолжились до позднего вечера.

Представители Анголы вышли из зала заседания, видимо, оскорбленные тем, что Саудовская Аравия не пригласила их на встречу с российскими чиновниками, на которой было рекомендовано увеличить масштаб сокращения нефтедобычи.

Если у предыдущего саудовского министра энергетики Халеда Аль-Фалеха была репутация человека, обладающего талантом государственного деятеля, новый министр, сводный брат кронпринца, похоже, раздражал представителей небольших стран ОПЕК на прошлой неделе.

"Никто не ожидал, что представители Анголы покинут зал в гневе. Как я считаю, среди небольших и менее важных стран возникло недовольство, и руководству (картеля) надо обратить на это внимание", - отметил Rapidian Energy Group. "Это недовольство сильнее, чем ожидалось".

5. Проблемы остаются.

"Ирак явно остается главной проблемой, если говорить о дисциплине ОПЕК, а министр нефти Ирака чувствовал себя неловко, когда журналисты спрашивали его о несоблюдении квот ", - подчеркнул DNB Markets.

Министр нефти Ирака Тамир Гадбан после прибытия в Вену во вторник заявил журналистам, что поддерживает дальнейшее сокращение нефтедобычи, и это вызвало бычьи настроения на рынке. Однако 24 часа спустя Гадбан резко отказался от поддержки ужесточения квот и стал выступать за простое продление срока действия сделки.

Министр назвал переговоры с региональным правительством Курдистана одной из причин несоблюдения дисциплины ОПЕК, однако Ирак столкнулся с тяжелым финансовым положением, протестами и политической нестабильностью.

Правительство Ирака, в которое входил Гадбан, ушло в отставку на фоне повсеместной нестабильности. Багдад, вполне вероятно, продолжит нарушать условия сделки вплоть до чрезвычайного заседания в марте, несмотря на откровенные заявления саудовского принца на пресс-конференциях ОПЕК о том, что страны-нарушители дисциплины являются "неверующими".

Новый целевой уровень сокращения нефтедобычи ОПЕК может быть труднодостижимым, поскольку некоторые страны не соблюдали свои предыдущие квоты, отмечают в Bank of America Merrill Lynch.

Картель и его союзники договорились увеличить масштаб сокращения производства на 500 000 баррелей в день до марта 2020 года. Однако по условиям нового соглашения квоты для некоторых стран, которые не соблюдали дисциплину ОПЕК, были также ужесточены, и "это ставит под сомнение уровень соблюдения сделки в 2020 году", - добавили в банке.

В 2019 году Ирак добывал в среднем на 200 000 в день больше, чем того требовали условия соглашения, а теперь квота Ирака сокращена еще на 50 000 баррелей в день. "Основываясь на историческом прецеденте, мы сомневаемся, что такие страны, как Ирак, будут придерживаться квот", - заключили в Bank of America Merrill Lynch.