Попала на чёрно-белый показ конкурсных фильмов XIII Международного фестиваля «АртДокФест». Чёрно-белым его назвали зрители во время обсуждения просмотренных фильмов.
«Бессмертный» уже является обладателем Гран-при, как лучший документальный фильм кинофестиваля в Карловых Варах. На сцене кинотеатра «Октябрь» режиссёру Ксении Охапкиной вручили приз «АртДокФеста». Организаторы правильно сделали, что показали его в этот вечер первым. Мрачная история обычной жизни населения одного маленького города на севере России в эффектных планах и почти без красок. Под стук колес поездов, из которых даже проводницы не торопятся выходить, проходит рождение, становление и смерть уже нескольких поколений, живущих вне зоны трудового лагеря, ставшего когда-то причиной появления на карте промышленного города Апатиты. Все по кругу — утро, новый день с привычных действий, до автоматизма, отточенно, шаг за шагом, движение за движением. На остановке, крыше, станции или в школе, хореографической студии, кадетском классе.
Вряд ли порекомендую друзьям смотреть этот фильм на досуге. Кино, увы, не моего настроения, хоть и абсолютный фаворит фестиваля в Риге. А вот фотографам и операторам — очень даже! Игра со светом и композиционные решения — мастерские. Операторам Александру Демьяненко и Артёму Игнатьеву большое профессиональное уважение!
Зато другую картину посоветую и вам. «Чистое искусство» с первого кадра фильм бросился в глаза яркими красками. Здесь тоже цикличное действие. В кадре всегда появлялось белое полотно. С него начиналось утро. Чистый лист, как шанс проявить себя, выплеснуть, поделиться, удивить мир или разочароваться... собственной неумелостью, естественностью, талантом и находчивостью.
Две линии — художника-абстракциониста Захара Кудина и двух работниц жилищной компании, ежедневно закрашивающих разные надписи на стенах, — пересекаются на выставке. Результатом творческих путешествий по Минску стала не только серия картин, которыми художник пытался вписаться в пейзаж родной страны, но и другая попытка — одна из работниц, вдохновлённая выставкой, решает попробовать себя в роли художника и берётся за кисть в нерабочее время. Другая открыто признаётся, что боится привыкнуть к такому творчеству и не сможет работать.
Весёлый фильм режиссёра Максима Шведа и очень близкий по настроению. Любопытны высказывания прохожих, соучастников и сомешателей творческого процесса, происходящего на белорусских улицах. На фестивальных же показах особенно ценны высказывания зрителей во время обсуждения фильмов. Для авторов, думаю, это важно вдвойне — такая горячая обратная связь с публикой. Или документалисты не для зрителя снимают фильмы? Глядя на то, как реагируют некоторые создатели на впечатления из зала, можно подумать, что обратная связь их ранит, заставляет закрыться и совсем не даёт пищу для размышления, анализа, а, может, и вдохновение на будущие истории. На секунду почудилось, что мы лишние в зале.
— Когда закончился первый фильм, я была агрессивно настроена. Потому что, кроме агрессии, Ваш фильм, Ксения, у меня ничего не вызвал, — прозвучало мнение из зала. — А второй фильм — это просто какой-то свет! (Аплодисменты в зале поддержали это мнение.) Мы понимаем, что фильм — это монтаж. А монтаж — это эффект Кулешова*, который можно повернуть в любую сторону. В данном случае, Ксения взяла идею и под идею подстроила свой фильм. Хочу сказать всем, кто остался в этом зале, что Кольский полуостров, Заполярье и город Апатиты — это не зона и живут там не такие страшные люди, которых показала Ксения. И после того, как я посмотрела фильм второго режиссёра, я хочу сказать только то, что есть режиссёры светлые, а есть режиссёры тёмные.
*Эффект (Льва) Кулешова сделал кинематограф искусством. При монтаже в кино появляется новый смысл от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
Тут же в зале среди зрителей оказался бывший житель города Апатиты. Молодой человек родился там в 2000 году и, оказывается, знает людей, о которых снят фильм «Бессмертный»:
— Не всё так плохо. У меня было счастливое детство. В Апатитах не только хрущёвки и индустриальные постройки. Я, например, жил в частном доме. Помимо полярной ночи, там есть прекрасные закаты и рассветы. Я люблю свой город, свой край. В Апатитах сейчас нет роддома, там невозможно родиться, нет больницы. Но в России же есть и другие такие же города, как Апатиты. Вот мне 19 лет. Что мне делать? Куда бежать? Надеяться на свет, который всё-таки видно сквозь пелену тумана над городом Апатиты?
Приятно, что при всей полярности мнений разговор остался на уровне мудрого тона и общее впечатление от показа вырисовалось в кинематографическую зебру. Пусть так и будет. Фестиваль идёт. До вечера 12 декабря можно познакомиться с массой документальных историй, встретиться с авторами и высказать им свои впечатления.
Анжелика ЛУКИНА, фото Artdocfest Film Festival