Where do you think we should go, my little turtle dove? (c)
В этот раз для анализа костюма я выбрала один из моих любимых фильмов - "Настоящую любовь" Тони Скота по сценарию Квентина Тарантино. Готовьтесь нырнуть в отсылки к поп-культуре, pimp-шик и американские стереотипы!
Начнём с того, что ни разу никто не сказал в этом фильме "Я тебя люблю", и настоящей любви в нём нет, как и нет её в оригинальном названии фильма (True Romance переводится, как подлинная романтика). Зато главная героиня, Алабама (Патриша Аркет) страстно повторяет Клэренсу (Кристиан Слейтер), что он "крутой" или "клёвый" (You're so cool!). Паре главных героев просто клёво вместе, и незачем приплетать любовь :)
Итак, Клэренс Уорли проводит вечер в баре, где встречает блондинку в чёрном с красными губами и ногтями, которая сильно напоминает девушку, работающую двойником Мерелин Монро. Клеренс же в свою очередь одет в пиджак с острыми контрастными лацканами, у него чёрные волосы и бакенбарды, как у Элвиса Пресли. Он будто бы двойник Элвиса в реалиях 90-ых. И Мерелин Монро и Элвис Пресли - иконы американской поп-культуры. Согласитесь, об этих людях знают даже те, кто никогда в жизни не слышал ни одной их песни и не видел ни одного фильма. Таким образом перед нами предстаёт два двойника секс-символов 50-ых.
Тема двойников для Квентина Тарантино - очень личная. В одном из интервью Говарду Стёрну Тарантино рассказал, что в подростковом возрасте очень любил музыку рокабилли (rockabilly - ранняя разновидность рок-н-ролла) и подражал Элвису: красил волосы в чёрный, укладывал такой же кок и даже написал в резюме, что работал двойником Элвиса. А в 1988 году исполнил камео в фильме Golden girls в роли одного из 10 двойников Элвиса на свадьбе. Этот фрагмент мы с вами можем увидеть на видео ниже. Тарантино - во втором ряду по центру.
Стиль Элвиса пронизывает образ Клэренса Уорли на протяжении всего фильма. Элвис - его кумир у духовный наставник. В прямом смысле. Но об этом чуть дальше.
Итак, в разговоре с фальшивой Мерелин Клэренс рассказывает, что он бы "трахнул Элвиса" (ну если бы от этого зависела его жизнь), с этим она согласна, однако пойти с Клэренсом на три фильма о кунг-фу она отказывается, и он идёт один. В тёмном кинозале кроме него никого нет, как вдруг появляется эффектная блондинка в красном платье и леопардовой шубе - Алабама.
Ещё одна блондинка и одета в красное платье, как у Мерелин Монро. Хоть она и не работает двойником последней, но тоже выдаёт себя за того, кем не является, так как притворяется, будто случайно зашла в кино, хотя на самом деле является "девочкой по вызову", которую заказали Клэренсу в честь дня рождения.
Это красное платье встречается так же и в фильме "Сутенёр" 1973 года (The Mack), где главная проститутка сутенёра Голди, о котором повествует фильм, появляется в таком платье на торжественном балу сутенёров. И это - важная деталь, так как фильм "Сутенёр" встретится на экране в одной из сцен "Настоящей любви".
Леопардовая шуба - это тоже сильный символ. В 70-ых годах в Америке на пике культуры сутенёров, меховые шубы, обилие кожи и замши, дикие принты, большие (часто меховые) шляпы и золотые цепи входили в их атрибутику. Чем больше проституток у сутенёра, тем он богаче, тем больше на нём золота и меха. Такая шуба на девушке могла намекать на природу её заработка. Кроме того, благодаря фильму "Выпускник" 1967 года, леопардовая шуба уже давно ассоциировалась с властной и жестокой женщиной. Там в такой шубке ходит зрелая Миссис Робинсон, соблазняющая молоденького выпускника, который на самом деле влюблён в её дочь.
К этому персонажу делает отсылку Анастейша Стил в "50 оттенков серого", говоря о бывшей великовозрастной любовнице мистера Грея, которая соблазнила его, когда тот был ещё подростком.
Итак, Алабама - это Мерелин в сутенёрской шубе. Она притворяется, будто случайно просыпает поп-корн на Клэренса и у них завязывается разговор. После фильма парочка продолжает знакомство в кафе за пирогом, после чего Алабама соглашается пойти к Клэренсу домой. После постельной сцены, от которой Тарантино мог бы отречься, так как в отличии от Тони Скота, он не показывает в своих фильмах секс, мы видим в обители Клэренса своеобразный алтарь Элвису Пресли.
Затем между Алабамой и Клэренсом происходи откровенный разговор, в котором он узнаёт правду о том, что Алабама - девушка "по вызову", но в отношениях она "на 100% моногамна". На следующий день парочка женится.
Алабама выходит замуж всё в тех же платье и шубе. А вот Клэренс принарядился в костюм, который носили парковщики в 90ые и армейскую куртку. Проститутка в красном и мужчина в армейской крутке. Ничего не напоминает? Да-да, это - отсылка к фильму "Таксист" (1976) Мартина Скорсезе.
Квентин Тарантино называл фильм "Таксисит" в списке 5 фильмов, которые оказали на него наибольшее влияние и говорил о его связи с "Настоящей любовью". В сюжетном плане эта связь прослеживается в том, что Клэренс убивает сутенёра Алабамы, как и Трэвис (Роберт Де Ниро) убивает сутенёра Айрис (Джоди Фостер). Только Клэренс всё-таки не планирует убийство изначально, он просто хочет забрать от сутенёра вещи Алабамы.
Однако если взглянуть на детали этой куртки, то можно увидеть, что нашивки на рукавах аналогичны тем, что мы видим на армейской куртке Элвиса Пресли. И именно к его гардеробу будет много отсылок в костюмах героев.
Итак, Клэренс решает поехать за вещами Алабамы. Сама эта практика забирания вещей у сутенёра - обычное дело. Когда проститутка уходила от одного сутенёра к другому, она приносила новому сутенёру заработанные деньги, а он ехал к старому, разговаривал с ним и забирал вещи проститутки. Этот ритуал должен проходить без насилия по правилам "игры". "Игра" (the Game) - это сутенёрский кодекс, свод правил, по которым сутенёры взаимодействовали с проститутками и друг другом в 70-ых. Например, при каких-либо проблемах, молодой или начинающий сутенёр мог пойти к более старшему и опытному, чтобы тот объяснил ему "игру". (Такие глубокие познания я обрела, прочитав расшифровку интервью с тремя бывшими сутенёрами на радио Америка). Перед поездкой, Клэренсу в галлюцинации является "наставник", который благословляет его на поездку к сутенёру. Его лица мы не видим, но по костюму и движениям понимаем, что это - Элвис Пресли, хотя в фильме это не проговаривается.
Сутенёр Алабамы, Дрэксель (Гэрри Олдман) - это белый, который пытается быть чёрным. Он носит дреды, одевается в леопард и кожу, как настоящие пимпы, и старается говорить как чёрные.
Во время встречи Клэренса и Дрэкселя, по телевизору идёт упомянутый ранее фильм "Сутенёр". Между ними происходит стычка, в результате которой в живых остаётся только Клэренс. Он забирает чемодан с вещами Алабамы и едет домой. Он надевает очки, чтобы скрыть на лице синяки, и эти очки - копия очков Элвиса.
Когда Алабама узнаёт о том, что Клэренс убил её сутенёра, она плачет, потому что... это самый романтичный поступок, который кто-либо когда-либо совершал! :) Затем молодые обнаруживают, что в чемодане нет вещей Алабамы, но есть много килограмм кокаина. Они решают продать его где-нибудь в Голливуде, но перед поездкой туда решают навестить отца Клэренса, бывшего полицейского, чтобы узнать, не следит ли за ними полиция.
Они подъезжают к дому отца на лимузине светло-лилового цвета, который отсылает нас к знаменитому розовому лимузину Элвиса Пресли.
На Алабаме в этой сцене надеты джинсы, кеды Converse и всё та же её леопардовая шуба. Этот образ ставит передо мной вопрос, на который у меня пока что нет ответа - связан ли он с фотосессией Курта Кобейна 1993 года, где солист Нирваны обут, как обычно, в Converse, и одет в леопардовую шубу. И если да - кто кем вдохновлялся? Фотосессия вышла в том же году, что и фильм, но немного раньше. С другой стороны, съёмки фильма - это длительный процесс, поэтому эта сцена могла быть снята до появления фотосессии. Если вы располагаете достоверной информацией по данному вопросу, поделитесь, это очень интересно!
Итак, отец Клэренса удостоверяется, что полиция не следит за нашей парочкой, и они уезжают в Голливуд к другу Клэренса Дику. А к отцу наведывается сицилийская мафия, которой принадлежит кокаин в чемодане.
Дальнейшие сцены проходят на юге США, где солнечный и жаркий климат. Путь наших героев лежит через пустыню и Лас-Вегас, где Алабама покупает себе одежду. Это не показано в фильме, но мы узнаем об этом позже, когда на героиню нападает один из мафиози в отеле в Беверли Хиллс. Он хвалит её кофточку, а она говорит, что купила её в Лас-Вегасе.
Во время остановки по дороге на юг, Алабама переодевается, пробуя разную одежду. В том числе она надевает белую кофточку в голубой горох. Принт в горох или polka dot был весьма популярен в 50-ые в США. Он неоднократно встречался в одежде всё той же Мерелин Монро, а его вариация с белым горохом на красном фоне является чуть ли не канонической для культуры рокабилли.
Переодеваясь, Алабама остаётся в голубом лифчике и юбке с коровьим чёрно-белым принтом. И этот образ становится культовым наравне с красным платьем и леопардом. До сих пор ни один хэллоуин в США не обходится без того или другого костюма Алабамы. Даже в сериале "Эйфория" (2019), где повествуется о подростках, для которых "Настоящая любовь" - это уже глубокая древность, одна из героинь одевается в Алабаму.
Этот образ Алабамы связан с важной составляющей американской культуры - культурой ковбоев. Во-первых, это коровий принт - ассоциация-клише с ковбоями. Например, вы можете видеть этот принт на ковбое из "Истории игрушек".
Кроме того, на Алабаме надеты синие ковбойские ботинки. А так же в этой сцене она повязывает на талию красную ковбойскую рубашку, которая перекликается с ковбойской рубашкой Элвиса Пресли.
Но образ всё-таки больше эротичный, чем ковбойский. Юбка слишком короткая, сапоги слишком яркие. Всё это вместе напоминает американские пин-ап картинки с девушками ковбоями, распространённые в 50-е
По прибытии в Голливуд Клэренс облачается в красную гавайскую рубашку. Вы можете мне не поверить, но и через это проходил бедняга Элвис! В 1961 году он записал альбом Blue Hawaii (Голубые Гаваи) и частенько появлялся на публике в гавайских рубашках.
Алабама же носит ядрёные розовые штаны с леопардовым принтом.
Эти штаны - образец безвкусицы богатых дам начала 90-х. Бывают такие специфические вещи, характерные для отдельного региона, которые весьма безвкусны, но считаются модными показателями статуса в определённой среде. Например, в Куршевеле это золотые лыжные костюмы-гусеницы или норковые шубы-гусеницы. Таким же предметом был бархатный спортивный костюм Juicy couture в нулевые или джинсы со стразами в конце 90-х.
Если вы смотрели сериал "Друзья" и помните серию The One that Could Have Been, где у всех героев была альтернативная судьба (где Фиби была финансовым воротилой), то помните, что Рейчел Грин была там избалованной богатой женой. Так вот в этой серии она тоже появляется в таких штанах и ещё более безвкусных стразах в волосах! И не только в них, но и в пальто с коровьим принтом, который мы уже видели на Алабаме!
Клэренс и Алабама находят покупателя на кокаин через знакомых знакомых и договариваются о сделке. Во время заключения сделки Клэренс всё ещё в красной гавайской рубашке, а Алабама - в красном платье в белый горох! Тот самый знаменитый рокабилли принт, о котором я говорила ранее.
А что происходит потом - вы и так знаете, или увидите в фильме :)
Я просто добавлю, что своего сына Клэренс назвал ... Элвис!