Перед тем как принять решение о приобретении акций в инвестиционный портфель каждому необходимо провести тщательный анализ компании, с целью определить качества той бумаги (или бизнеса) которую собираетесь купить. Бизнес здесь упоминается только по тому, что при приобретении акций той или иной компании Вы покупаете часть этого бизнеса. Соответственно в нем необходимо разбираться.
На эту тему написано много. В данной статье я хочу поделиться своим опытом, который использую при подборе в портфель ценных бумаг.
Существует множество ресурсов включающих в себя сравнительные таблицы с мультипликаторами как отечественного, так и зарубежного исполнения. Лично я при выборе ценных бумаг использую BlackTerminal, поэтому буду разбирать мультипликаторы из данного скринера. Вообще мультипликаторы это соотношение показателей и данных отчета в унифицированном виде, которые позволяют оценивать динамику развития компании и сравнивать их между собой. Рассмотрим следующие из них:
1. Капитализация - рыночная стоимость компании. Ее можно вычислить умножив число акций в обращении на текущую рыночную стоимость акции. В пример можно привести следующее, если у рассматриваемой кампании в обращении находится 15 миллионов акций и каждая из них стоит по 20 рублей по текущим рыночным ценам, то капитализация компании составляет 300 миллионов рублей. Этот показатель помимо представлений о размере самой кампании используется в расчете других мультипликаторов. Для справки: самую большую капитализацию из Российских акций имеет ПАО "Газпром". С количеством акций в обращении 23 673 512 900 шт. и ценой 251,99 руб. (по состоянию на 24.11.2019) имеет рыночную капитализацию в размере 5,9 трлн. руб. Второе место занимает ПАО "Сбербанк".
2. Коэффициент P/E - соотношение стоимости акции компании к прибыли на одну акцию. Коэффициент очень популярен потому, что позволяет определить, являются ли акции дорогими или дешевыми. Если говорить еще проще, то коэффициент позволяет определить сколько лет необходимо компании для того чтобы полностью окупить цену по своим акциям. Чем выше коэффициент, тем больше готовы платить инвесторы за каждый рубль (или доллар) прибыли этой компании. Здесь хотелось бы отметить, что для принятия решения по конкретной компании при помощи этого показателя, необходимо сравнивать его с величиной среднеотраслевого коэффициента. Нельзя сравнивать банковский сектор с металлургией, ну или энергетический сектор с нефтедобывающим.
3. Коэффициент P/B - коэффициент соотносит рыночную стоимость акций компании с балансовой стоимостью акционерного капитала. Под балансовой стоимостью понимается стоимость, которая бы осталась для распределения между акционерами при ликвидации компании, если бы прекратила свое существование (расплатившись со своими кредиторами и получив все со своих дебиторов). Простыми словами, P/B это сколько готов платить инвестор за один рубль (или доллар) компании. Данный мультипликатор с большой долей вероятности указывает на корректность текущей стоимости акции в своей отрасти. Да да, как и в предыдущем случае необходимо сравнивать со своей отраслью. P/B больше 2 говорит с большой вероятностью о том, что компания переоценена. Справедливой оценкой считается от 1 до 2-х. Менее 1 предприятие скорее всего недооценено. По данному коэффициенту можно сказать, что чем ближе к единице тем лучше (мое мнение).
4. Коэффициент P/S - соотношение цены компании, деленной на объем продаж (выручка) или за какой период времени (лет) выручка будет равна стоимости кампании. Как и предыдущие мультипликаторы его стоит рассматривать в своем секторе. В отличие от прибыли выручка никогда не бывает отрицательной и поэтому коэффициент может быть пригоден для анализа абсолютно любой публичной компании. Он особенно незаменим, когда компания несет убытки, т.к. в этом случае прибыль отрицательна. Хочу отметить, что данным коэффициентом сложно манипулировать. Очевидно, что манипуляция объемом продаж сложная вещь, но не невозможная. При проведении анализа необходимо смотреть на динамику развития этого показателя. Если тренд динамики выручки компании положительный, значит она развивается. В качестве примера могу привести следующее: если в рассматриваемый период показатель снижается, но при этом прибыль и объемы растут, то скорее всего, что выручка растет быстрее стоимости акций. А если показатель растет, а прибыль нет, то рост цены акции скорее не оправдан.
5. Рентабельность собственного капитала ROE. Любой финансовый анализ деятельности компании не проводится без оценки рентабельности. Одним из ее видов является ROE. Данный показатель носит оценку эффективности использования части капитала, которую вложили собственники, поэтому он является важным для любого инвестора. Сам по себе расчет рентабельности не всегда понятен начинающему инвестору. Мое мнение заключается в том, что чем больше показатель по сравнению с компаниями своего сектора и чем лучше его динамика в рассматриваемом периоде, тем больше оснований инвестировать в рассматриваемую компанию.
6. Коэффициент P/CF - отношение цены (рыночной капитализации) компании к денежному потоку. Данный показатель сложно поддается бухгалтерским уловкам, поскольку отражает реальные деньги. Мультипликатор показывает, в какой степени акции рассматриваемой компании переоценены и недооценены по отношению к денежному потоку. Иными словами, ели у компании есть прибыль (постоянная), тои средства на выплату дивидендов найдутся. Может быть полезен при анализе фирм из отраслей, у которых поступление денежных средств превышает прибыль. Мнение, которое гуляет в сети: P/CF <20 – результат в пределах нормы и P/CF <15 – отличный результат с перспективой на будущее. Данный коэффициент необходимо рассматривать в комплексе с другими показателями.
7. Коэффициент L/A - показывает, какую часть своих краткосрочных обязательств компания может погасить за счет своих ликвидных активов или способность предприятия расплачиваться по своим обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов. Нормальное значение коэффициента считается больше 0,2. Здесь следует учитывать, что при больших показателях коэффициента можно сделать вывод о нерациональном использовании денежных средств компанией. Существует мнение, что оптимальный показатель находится в диапазоне от 0,2 до 0,5.
В завершении хочу сказать, что основываясь только на одном из вышеназванных показателей не стоит принимать решение. Необходимо все рассматривать в комплексе.
Напоминаю, что любые инвестиции сопряжены с риском. Принимая решения в инвестициях Вы принимаете их самостоятельно исходя из ваших финансовых целей и склонности к риску.
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Успехов в инвестициях!