Найти в Дзене

Откуда вмятина в корме атомного ледокола?

Когда я опубликовал фотографии ремонта атомного ледокола «Вайгач», некоторые читатели удивились вмятине в кормовой части. Спешу успокоить: это не вмятина, а специальная и очень нужная выемка.

На первый взгляд — это вмятина, но всё совсем не так
На первый взгляд — это вмятина, но всё совсем не так

Снизу отчетливо видна V-образная выемка в задней части ледокола, укрытая какими-то заплатками. Действительно очень похоже на вмятину. Но это совсем не повреждение.

Сзади на ледоколе буксирное устройство
Сзади на ледоколе буксирное устройство

Проводка «на усах»

Основная задача атомных ледоколов — проводка караванов судов в условиях низких и экстремально низких температур. Иногда условия настолько суровые, что разломанный лед и вода сразу за ледоколом превращаются в ледяную кашу и застывают, и судно, следующее за ледоколом не может пробиться. В таких случаях его «берут на буксир» или, как говорят на флоте, осуществляют «проводку на усах». Усы — это прочные буксирные стропы, но они тоньше чем основной буксирный трос.

-3

Буксируемое судно подводят вплотную к ледоколу так, чтобы нос («форштевень») ведомого судна упирался в ледокол. После этого с помощью мощных тросов и цепей жестко крепят судно к ледоколу. На морозе и ветру делать это очень непросто.

С борта ледокола это выглядит так:

Буксировка судна ледоколом
Фото: Дмитрий Викторович Лобусов, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/
Буксировка судна ледоколом Фото: Дмитрий Викторович Лобусов, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/

Сбоку всё выглядит выглядит как буксировка на жесткой сцепке:

Буксировка судна ледоколом
Фото: Дмитрий Викторович Лобусов, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/
Буксировка судна ледоколом Фото: Дмитрий Викторович Лобусов, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/

Соответственно, «заплатки» на корме — это вовсе не заплатки, а защита от повреждений носа буксируемого судна и кормы самого ледокола.

Многослойная защита кормы ледокола
Многослойная защита кормы ледокола

Состоит защита из нескольких слоев. Слово капитану атомного ледокола Дмитрию Викторовичу Лобусову:

"Колбаски" - буксирные кранцы состоят из собранных в жгут (как ручка веника) кусков резины круглого сечения, и этот жгут оплетен стальным тросом. Чтобы сохранить на дольше эту конструкцию и еще больше смягчить кранец, сверху кранцы накрывают фартуком (плетёный из растительных или синтетических толстых тросов ковер), и еще один слой - ковер из стальных тросов - кольчуга.
Скажу честно, что при активной работе с буксируемыми судами и эта сложная защита, порой, не выдерживает. Часто моряки сверху защищают всё это покрышками от грузовиков.

За познавательную экскурсию благодарю пресс-службу «Росатомфлота», за организацию — лично Артема Шпакова.

Атомный ледокол «Вайгач» на Чукотке
Атомный ледокол «Вайгач» на Чукотке

Еще интересное про атомные ледоколы и атомоходы:
✔️
Единственный в мире атомный контейнеровоз
✔️ Что едят на атомном ледоколе?
✔️
Как живут на атомном ледоколе?
✔️ На капитанском мостике атомного ледокола
✔️ Как выглядит пульт управления сердцем атомного ледокола

Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.

Буду благодарен, если вы поделитесь ссылкой на этот репортаж в своих социальных сетях.

Наука
7 млн интересуются