Найти в Дзене
Huston Dymaniac

Сенека о деньгах и о том, как стать богатым, ничего не делая

Оглавление

Сенека,

будучи древнеримским философом, проповедовавшим стоицизм (стоики проповедовали жизнь в согласии с природой, при которой следовало избегать так называемых «аффектов»: удовольствия, отвращения, вожделения и страха), часто говорил о богатстве и бедности, роскоши и деньгах и распоряжении ими.

Во многом, учение стоицизма стремилось к умеренности и предполагало искусство проявления твёрдости и мужества в жизненных испытаниях.

Бедность и богатство

– это аспекты жизни, которые и сейчас актуальны для многих людей.

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) во втором квартале 2019 года составила 18,6 млн человек, или 12,7% от всего населения, следует из данных Росстата.

Возможно, не слишком корректно сравнивать бедность античности и бедность в XXI веке, хотя нищета везде одинакова. Однако, философский опыт прошлого полезен всегда.

И в основном, почему? Потому что бедность сейчас общественно порицаема, а роскошь – общественно поощряема. Нас стимулируют тратить все больше и больше, а работать – сутками напролёт. Работайте и тратьте, тратьте и работайте, берите кредиты, чтобы тратить ещё больше и работайте ещё больше. Что, вы начали думать, что зарабатываете достаточно? А вот вам реклама женской сумочки за девяносто девять тысяч рублей, вот вам показ роскошного автомобиля, вот поглядите как отдыхают люди, вот какой должна быть действительно удачная жизнь! Что, ваш гаджет вас устраивает? Да вы просто не видели новой модели! И так далее, и так далее. Общество потребления едва ли хочет выпускать людей из своих тисков. Каждый год создаются новые ухищрения маркетологов, стремящихся убедить людей в необходимости тратить больше, чем они тратят сейчас.

Продолжаем читать письма Сенеки к Луцилию, начало читайте по ссылке.

"Бедность, сообразная закону природы, – большое богатство". Знаешь ты, какие границы ставит нам этот закон природы? Не терпеть ни жажды, ни голода, ни холода. А чтобы прогнать голод и жажду, тебе нет нужды обивать надменные пороги, терпеть хмурую спесь или оскорбительную приветливость, нет нужды пытать счастье в море или идти следом за войском. То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка.
Ради него изнашиваем мы тогу, ради него старимся в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому и в бедности хорошо, тот богат.
Кому не кажется верхом изобилия то, что есть, тот останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира». Или же так, если, по-твоему, это звучит лучше (ведь сохранять верность надо не словам, а мыслям): «Кто не считает себя блаженней всех, тот несчастен, даже если повелевает миром».
Несчастен, кто счастливым не сочтет себя.
Публий Сир

Так имеет ли значение, пишет Сенека, как тебе живётся, если ты полагаешь, что плохо? Здесь Луцилий справедливо вопрошает, мол, что же с того, неужели достаточно тогда человеку просто начать считать себя счастливым и он сразу станет действительно счастлив? Разумеется нет. По Сенеке, важно именно чувствовать, что ты счастлив, т.е. истина проста и непогрешима: наслаждаться тем, что имеешь. Все вы наверняка наслаждались и просто ясным погожим утром, свежим ветерком, приятной музыкой, вкусной едой. Но как часто мы отводим взгляд от всего этого и углубляемся в свои страдания, которые чаще всего надуманы и притворны? Ведь как люди в самом-то деле любят Страдать! Именно вот так, с большой буквы «С».

Сенека говорит о том, что важно чувствовать радость жизни в любой момент этой самой жизни и уметь ощущать вкус любой еды, даже если она очень скудна. Так, будучи философом стоицизма, Сенека приводил такие доводы: уже факт того, что человек может довольствоваться малым говорит о многом. Философа приводила в восторг способность наесться едой, которая хуже, чем та, которую подавали в тюрьме.

Получается, нет предела жажде богатства и нет предела внутренней нищете человека, который эту жажду обуздать не может. Можно зарабатывать с каждым годом всё больше, но продолжать чувствовать себя ущербным.

Мы продолжаем читать Сенеку, друзья, подписывайтесь на наш канал!)