Что мы знаем о Генри Форде? Промышленник начала ХХ века, разработал и внедрил метод конвеерной сборки, посадил Америку на колёса, эксплуатировал рабочих, сиденья унитазов на его заводах были наклонены на 30 градусов...
На самом деле всё по другому. Генри воспринимал любой бизнес не как средство обогащения, а как способ служить обществу. В тяжелые времена для предприятия он не отказывался от премий рабочим, которые и так получали отличную зарплату, он не смотрел на прошлое человека, а только на его дела и был убеждён, что любой бизнес всегда находится в движении и если это не движение вперёд, то назад.
По сути идеи Форда граничат с идеями социализма, но социализма с человеческим лицом. Любой маркетолог современной компании Ford оскорбил бы основателя своими предложениями.
Вот лишь некоторые цитаты:
Про отношения правительства к автовладельцам.
Даже в 1910 и 1911 годах каждый владелец автомобиля считался богатым человеком, которого стоило поприжать.
Про маркетинг.
Единственный дальнейший шаг, который остаётся сделать, это отказаться от системы устанавливать цену по конъюнктуре рынка, а класть в основу цен исключительно издержки производства, которые, в свою очередь, стараться неукоснительно уменьшать.
Изумительно, как глубоко вкоренилось убеждение, что бойкое дело, постоянный сбыт товара зависят не от того, чтобы раз и навсегда завоевать доверие покупателя, а от того, чтобы сперва заставить его израсходовать деньги на покупку предмета, а потом убедить, что он должен вместо этого предмета купить новый.
Про тимбилдинг.
Чтобы работать рука об руку нет надобности любить друг друга.
Про подбор персонала.
Как уже упомянуто, мы никогда не приглашаем компетентных лиц. Каждый должен начинать с нижней ступени рабочей лестницы - старый опыт у нас ни во что не ставится. Так как мы не придаём никакой цены прошлому наших работников, то оно никогда и не компрометирует их. Я лично ни разу не встречал совершенно плохого человека. [...] По этой причине мы никогда не спрашиваем о прошлом человека, ищущего у нас работы - мы нанимаем ведь не прошлое, а человека. Если он сидел в тюрьме, то нет оснований предполагать, что он снова попадёт в неё. Я думаю, напротив, что, если только дать ему возможность, он будет особенно стараться не попасть в неё снова.
Про смену модельного ряда.
Считается искусной деловой политикой, даже вполне приличной политикой, по временам менять чертежи, чтобы сделать прежние модели устарелыми и заставить покупать новые, потому или что уже нет запасных частей для старых, или потому, что новые модели соблазняют публику выбрасывать старый товар и приобретать новый. [...] У нас совершенно обратная деловая тактика.
Про деловые принципы.
В один год наша прибыль настолько превысила наши ожидания, что мы добровольно вернули каждому купившему автомобиль по 50 долларов. Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму (50$ составляли приблизительно 10% цены автомобиля).
Про коммунизм.
В настоящее время мы достаточно глубоко проникли в науку производства, чтобы предвидеть день, когда производство, как и распределение, будут совершаться по таким точным методам, что каждый будет вознаграждён по своим способностям и усердию.
Эта книга до сих пор используется как пример для руководителей по управлению персоналом и как пособие по организации бережливого производства. Между тем она легко читается, написана от первого лица и, я уверен, обеспечит вам десяток интересных вечеров. Рекомендую.