По данным Регулятора жалобы на мисселинг, которые Банк России начал выделять в отдельную категорию с февраля 2019 года, в первую очередь связаны с инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ) – доля таких жалоб составила 44,4%. При этом чаще всего потребители жалуются на кредитные организации (62,3% от всех жалоб на мисселинг), которые вместо одного финансового продукта продают другой. Как надо себя вести, чтобы вас не обманули даже в приличном банке?
Фото: facebook.org
Мисселинг это продажа продукта, обычно финансовой услуги, которую потребитель покупать не собирался, под видом другой услуги. Волна мисселинга захватила российские банки, причем и весьма уважаемые, куда обращаются клиенты за получением стандартной услуги, например, открыть депозитный счет, а выходят из банка купив ИСЖ, ПИФы или ценные бумаги. Проблема заключается в том, что люди искренне верят банковским работникам, что, в частности, ИСЖ – это «тот же депозит, только доходность по нему выше». Корень зла кроется в откровенной финансовой безграмотности среднестатистического российского потребителя финансовых услуг, а также в искусных продажах специально натренированными работниками банков. Если совсем по-русски, то мисселинг это обман потребителя. А с другой стороны, а почему супермаркету можно мне продать колбасу без содержания колбасы, а банку нельзя продавать ИСЖ вместо депозита!?
Личный опыт автора
Автор этих строк столкнулся с мисселингом, когда пришел забирать перевыпущенную зарплатную дебетовую карточку, а вместо дебетовой карточки сначала сотрудник банка пыталась дать на подпись документ на нескольких страницах «о выдаче карточки». Она почти не врала. «О выдаче», но кредитной карточки, которую я не планировал получать. Пришлось громко возмутиться и потребовать либо менеджера, либо мою перевыпущенную карточку. Нехотя и зло глянув, мне отдали зарплатную карточку. Я лишил чьих-то детей возможности съесть лишнюю конфету. Что-ж, мне жаль, но мои дети тоже хотят их кушать. Вестерн какой-то: мы против них!
Какие бывают самые частые случаи мисселинга?
Продажа вместо депозита, у которого низкий процент «почти то же самое», а именно ИСЖ, ПИФы или вообще облигации.
Продажа ИСЖ под видом ИСЖ, но при этом, не сообщив клиенту важные свойства ИСЖ, которые, если бы клиент их знал, не привели к покупке ИСЖ.
Продажа полисов негосударственных пенсионных фондов под видом государственных.
В чем опасность мисселинга?
Она очевидна – человек купил не тот продукт, а считает, что он обладает свойствами желаемого продукта. Какими свойствами не обладает ИСЖ, а именно на него приходится большая часть жалоб потребителей банков по статистике Регулятора?
- ИСЖ не дает гарантий высоких процентов;
- ИСЖ нельзя без потери, причем существенной, расторгнуть до истечения срока;
- На ИСЖ только думают распространить систему АСВ, поэтому пока в случае банкротства страховщика человек теряет все деньги.
Как с этим бороться рядовому потребителю финансовых услуг?
Не покупайте никаких услуг взамен тех, за которыми изначально пришли. Возьмите рекламные проспекты, поблагодарите, но категорически откажитесь. Обещайте во всем разобраться дома и обязательно к ним вернуться и купить всего-всего на сто миллионов долларов! Бейте их же оружием!
Будьте бдительны и не играйте в наперстки даже с крупнейшими банками страны!