В прошлой статье мы поговорили про мультипликаторы - что это такое и для чего они нужны (почитать можно здесь).
Информации в интернете про мультипликаторы довольно много, - пересказывание одного и того же не является моей целью. Я хочу кратко объяснить, в каком разрезе я смотрю на те или иные коэффициенты.
Сегодня же поговорим про конкретные мультипликаторы, на которые в дальнейшем будем смотреть и на которые стоит обратить внимание.
1. Мультипликатор Цена/Прибыль на акцию, или коэффициент P/E (чем меньше, тем лучше)
- всегда, когда говорят про мультипликаторы, первым делом смотря на коэффициент P/E. Если говорить научным способом, то это отношение Цены акции (P)/Чистая прибыль (Earnings Ratio).
Но давайте скажем проще:
P/E = Срок, за который окупятся ваши вложения в те или иные ценные бумаги.
2. Мультипликатор Цена/Балансовый капитал на акцию, или коэффициент P/B (чем меньше, тем лучше)
- по Грэму, данный коэффициент был одним из самых интересных, - он показывает, насколько текущая стоимость компании недооценена по отношению к балансовому капиталу. С другой стороны, этот же коэффициент показывает, насколько рынок оценивает перспективность компании, что готов даже переплачивать по сравнению с балансовой стоимостью бумаги.
3. Мультипликатор ROE, или рентабельность собственного капитала (чем выше, тем лучше)
- показывает, насколько компания может генерировать прибыль. Т.e. какой доход принесет 1 вложенный рубль или доллар. Хорошим значением считаем ROE в районе 13%
4. Мультипликатор EV/EBITDA (чем меньше, тем лучше)
- данный мультипликатор похож на P/E, за тем исключением, что в числителе представлена справедливая стоимость компании (т.е. рыночная стоимость + чистый долг), а в знаменателе, - чистая прибыль до вычета налогов, процентов полученных и уплаченных, и амортизации (EBITDA). Данный коэффициент показывает, насколько компания может интересна в т.ч. и кредиторам, - таким, как держателям облигаций. Чем меньше данный коэффициент, - тем вероятнее, что компания недооценена
5. Мультипликатор Net Debt/EBITDA (чем меньше, тем лучше)
- последний мультипликатор, который я использую при анализе. Показывает, насколько компания находится "в долгах". Логично, что чем меньше будет данный показатель, - тем лучше. В идеале, конечно, если он вообще стремится (или равен) 0.
На самом деле, мультипликаторов существует довольно много, - какие из них использовать, никто не скажет, - каждый подбирает под себя сам.
Единственное, что стоит сказать, - что нельзя ориентироваться только на значение мультипликатора! Они являются только базовыми ориентирами, которые помогут Вам обратить внимание на ту или иную компанию. Дальше - нужно уходить глубже и смотреть на прочую информацию.
Не переключайтесь! (с)