Для среднестатистического россиянина живопись - это классицизм, реализм, немножко импрессионизма, малость сюрреализма и, конечно, родной соцреализм. Всякий авангард, даже родной (Россия здесь была одним из передовиков) у нас не особенно жалуют. Я встречал одно стоящее обоснование этому. Очень долго наше искусство было изолировано от мировых процессов. И то, к чему на Западе привыкли за десятилетия, у нас до сих пор выглядит новомодной дичью. Хотя “Черному квадрату” уже больше века.
Признанный единственно верным методом соцреализм никогда особо никем не ценился. В его рамках возможны были отдельные шедевры - и они возникали. Но даже сами авторы старались решить две задачи: чисто творческую и идеологическую. Вторая могла снизить качество картины, но давала относительную безопасность.
В большинстве провинциальных музеев довольно много полотен именно советских художников - те писали, а плоды их творчества надо было куда-то пристраивать. Иногда встречаются и достаточно заметные имена. А другие известны лишь специалистам.
Пройдемся по Волгоградскому музею изобразительных искусств им. И. И. Машкова.
- Аркадий Рылов, известный пейзажист, ученик Архипа Куинджи, в 20-е годы нередко вводит в свои произведения мотивы современной жизни, как, например, в картине “На страже”. Но и в этом, казалось бы, вполне сюжетном полотне важную роль играет образ природы, которую художник изображает подчеркнуто декоративно, - писала сотрудница музея Татьяна Додина.
А вот “На путях” Георгия Нисского. Я не умею говорить о пейзажах с придыханием. Рельсы вижу, небо вижу - душа радуется.
- “Натюрморт с головой Венеры” Александра Васильевича Куприна отличают строгость и уравновешенность композиции, сдержанная, изысканная цветовая гамма. Художник одухотворяет мир предметов, показывает его гармонию и стройность, - дает мне мастер-класс интерпретации живописи Татьяна Додина.
Так, попробую сам. Это “В коридорах Смольного” Александра Самохвалова. Так, ну здесь автор тоже одухотворяет... О, лысый мужик - вылитый Ленин! И идет он влево, знаменуя победу левого движения. И широкие народные массы увлечены им. А цветовая гамма очень, очень изысканная. Особенно свисающий кумачовый флаг и косынка на голове у женщины, которая взирает на Ильича. Ну как, получается?
- В картине “Можайск. Вид из окна” Сергея Васильевича Герасимова интерьер команты и открывающиеся за окнами дали, пронизанные солнечным светом, образуют единое целое. Восхищение красотой родных мест, радостное чувство полноты жизни переданы художником с большой силой, - отмечает Додина.
А вот крупный автор Роберт Фальк. На холсте “Молдавское село” мы видим сельскую местность, расположенную судя по всему в Молдавии. Об этом нам говорит контрастное совмещение живописцем на одном полотне холодного синего цвета с теплым красками людского жилья. Словно Человек отвоевал у равнодушной природы маленький комфортный уголок для себя. Именно это и хотел нам передать столь странным способом художник. (Кажется, я вошел во вкус.)