Найти тему
Роман Апрелев

Почувствуй себя критиком. Советская живопись

Для среднестатистического россиянина живопись - это классицизм, реализм, немножко импрессионизма, малость сюрреализма и, конечно, родной соцреализм. Всякий авангард, даже родной (Россия здесь была одним из передовиков) у нас не особенно жалуют. Я встречал одно стоящее обоснование этому. Очень долго наше искусство было изолировано от мировых процессов. И то, к чему на Западе привыкли за десятилетия, у нас до сих пор выглядит новомодной дичью. Хотя “Черному квадрату” уже больше века.

Признанный единственно верным методом соцреализм никогда особо никем не ценился. В его рамках возможны были отдельные шедевры - и они возникали. Но даже сами авторы старались решить две задачи: чисто творческую и идеологическую. Вторая могла снизить качество картины, но давала относительную безопасность.

В большинстве провинциальных музеев довольно много полотен именно советских художников - те писали, а плоды их творчества надо было куда-то пристраивать. Иногда встречаются и достаточно заметные имена. А другие известны лишь специалистам.

Пройдемся по Волгоградскому музею изобразительных искусств им. И. И. Машкова.

Аркадий Рылов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Аркадий Рылов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

- Аркадий Рылов, известный пейзажист, ученик Архипа Куинджи, в 20-е годы нередко вводит в свои произведения мотивы современной жизни, как, например, в картине “На страже”. Но и в этом, казалось бы, вполне сюжетном полотне важную роль играет образ природы, которую художник изображает подчеркнуто декоративно, - писала сотрудница музея Татьяна Додина.

Георгий Нисский. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Георгий Нисский. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

А вот “На путях” Георгия Нисского. Я не умею говорить о пейзажах с придыханием. Рельсы вижу, небо вижу - душа радуется.

Александр Куприн. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Александр Куприн. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

- “Натюрморт с головой Венеры” Александра Васильевича Куприна отличают строгость и уравновешенность композиции, сдержанная, изысканная цветовая гамма. Художник одухотворяет мир предметов, показывает его гармонию и стройность, - дает мне мастер-класс интерпретации живописи Татьяна Додина.

Александр Самохвалов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Александр Самохвалов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

Так, попробую сам. Это “В коридорах Смольного” Александра Самохвалова. Так, ну здесь автор тоже одухотворяет... О, лысый мужик - вылитый Ленин! И идет он влево, знаменуя победу левого движения. И широкие народные массы увлечены им. А цветовая гамма очень, очень изысканная. Особенно свисающий кумачовый флаг и косынка на голове у женщины, которая взирает на Ильича. Ну как, получается?

Сергей Герасимов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Сергей Герасимов. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

- В картине “Можайск. Вид из окна” Сергея Васильевича Герасимова интерьер команты и открывающиеся за окнами дали, пронизанные солнечным светом, образуют единое целое. Восхищение красотой родных мест, радостное чувство полноты жизни переданы художником с большой силой, - отмечает Додина.

Роберт Фальк. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Роберт Фальк. Из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова

А вот крупный автор Роберт Фальк. На холсте “Молдавское село” мы видим сельскую местность, расположенную судя по всему в Молдавии. Об этом нам говорит контрастное совмещение живописцем на одном полотне холодного синего цвета с теплым красками людского жилья. Словно Человек отвоевал у равнодушной природы маленький комфортный уголок для себя. Именно это и хотел нам передать столь странным способом художник. (Кажется, я вошел во вкус.)